Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
разнообразным испытаниям, которые готовит для него жизнь, — такова в самом общем виде позиция педаго- гов-рационалистов. Следует отметить, что именно в этом направлении идут наиболее успешно поиски новых форм, методов, средств обучения. Сторонники этого направления в дидактике ис ходят из того принципа, что затруднения школьников в усвоении учебного материала связаны не столько с их не способностью учиться, сколько с нашим неумением хоро шо учить. Хорошая педагогическая технология — вот на что должны быть направлены, по мнению представителей этого направления, поиски педагогической науки и совер шенствование профессионализма учителя. Первые попытки осознанной и последовательной тех- нологизапии процесса обучения, очевидно, следует отнес ти к 60-м годам нашего столетия. Именно в эти годы вы двигается требование не фрагментарного, но последовате льного введения программированного подхода к обучению, психологической основой которого послужил бихевиоризм. Основные закономерности такого обучения, открытые Э. Торндайком, можно сформулировать следующим обра зом: 1. Положительный эффект приводит к закреплению связей между соответствующим стимулом и реакцией, от рицательный —разрушает образовавшуюся связь. 2. Чем чаще повторяется стимул, вызывающий поло жительную реакцию, тем прочнее связь. Если же реакция организма нейтральная, то повторяемость не приводит к упрочнению рассматриваемой связи «стимул —реакция». 3. Скорость образования связи зависит от готовности обучаемого или индивидуальной особенности его нервной системы. Эти закономерности и были положены Б. Ф. Скинне ром в основу программированного обучения. Результаты обучения для Скиннера, будь то понимание прочитанного текста или умение доказывать теоремы, не что иное, как сложное поведение. А так как сложному поведению сразу научить нельзя, то необходимо наметить отдельные эле менты, шаги, ведущие к цели, причем каждый такой шаг к достижению такой цели должен быть настолько прост, чтобы обучаемый почти не делал ошибок. 154
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz