Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

скому. Но собственно технологизация учебного процесса методологически связана с другой дидактической пара­ дигмой, которая называется рационалистический, или технократический подход в обучении. Исторический и литературный анализ этого явления показывает, что основная задача, которую решают педаго­ ги — рационалисты, теоретики и практики — это поиск наиболее эффективных способов управления усвоением строго дозированного учебного материала. Технологический подход определяет разработку моде­ лей обучения с преобладающей репродуктивной деятель­ ностью учащихся на основе четко фиксированных этало­ нов усвоения. Именно в рамках этой модели сперва воз­ никли поиски возможных путей использования технических средств обучения, позднее вылившиеся в раз­ работки принципов технологизации обучения. Имеющая ярко выраженную бихевиористическую окраску, эта школа ставит перед собой только такие цели, которые могут быть, несомненно, опознаны в результате кон­ кретных действий ученика. Характеризуя такой подход, Б. Скиннер пишет: «По традиции различие сводится к следующему: когда мы знаем, что мы делаем, мы тренируем, когда не знаем, что делаем, мы обучаем. Но как только мы предприняли важный шаг и четко определили, каких действий мы хотим от ученика в результате науче­ ния, мы можем преподавать дальше таким образом, что устаревшее различие делается бессмысленным... Любое поведение, котороеможет быть идентифици­ ровано, поддается программированию». И даже понятие «знания учеников» как педагогиче­ ская цель для педагогов технократической ориентации не является конструктивным, ибо, с их точки зрения, зна­ ния выявляются не сами по себе, а в конкретных умениях учащихся: назвать, дать определение; перечислить, оха­ рактеризовать, установить взаимосвязь; использовать в конкретной ситуации, выявить общее, различное, сделать вывод и пр. И чем больше таких умений приобретает ученик в тече­ ние своей школьной жизни, тем лучше он подготовлен к 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz