Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
вия, в которых работают элитные лицеи, гимназии и сотни обыкновенных школ российской глубинки. Но идея подобного переноса есть отражение другой бо лее глобальной проблемы — необходимости повышения эффективности учебного процесса, и особенно той его стороны, которая связана с гуманизацией образования, развитием личностного потенциала ученика, предупреж дения тупиков его развития. Снижение мотивации учения, школьные перегрузки, массовое нездоровье школьников, их отторжение от процес са учения связаны не столько с несовершенством содержа ния образования, сколько с трудностями, которые испыты вают педагоги при организации и проведении психологиче ски и валеологически обоснованного процесса обучения. Проще говоря, беда сегодняшней школы не в отсутст вии должного количества новых учебников, учебных по собий и программ —в последние годы их появилось неви данное множество, и многие из них не выдерживают ника кой критики с дидактической точки зрения. Проблема состоит в том, чтобы предоставить учителю методологию выбора и механизм реализации отобранного содержания в реальном учебном процессе. На смену отдельным формам и методам активного обу чения, делающим процесс обучения похожим на лоскут ное одеяло, должны прийти целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения в частности. Вряд ли в этом нужно кого-то убеждать. Более того, по пытки решения этой проблемы уже сегодня имеют высо кую конъюнктуру, хорошую прессу, являются едва ли не самыми популярными темами на различных педагогиче ских семинарах и конференциях. Однако анализ многочисленных теоретических публи каций и передового педагогического опыта свидетельству ет, что путь этот не так прост и любого вступающего на не го ожидают определенные трудности и проблемы. Прежде всего — это отсутствие согласованных пред ставлений о самом предмете: что есть «образовательная технология», «технология обучения», «технологический подход в обучении»? (Автору удалось насчитать в литера туре более сотни определений!) Технологический выбор, который сегодня существует у учителя, представляет для него трудность не меньшую, 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz