Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

Урок пятый «Что такое «образовательная технология»? (Отом, что такое «образовательная технология», отку­ да свалилась на нас эта «напасть», в чем ее сильные и слабые стороны.) В этой главе я попытаюсь описать такое педагогиче­ ское явление, которое сегодня имеет весьма смутные очер­ тания и допускает слишком противоречивые толкования, но в силу разных причин (в том числе и конъюнктурных) это явление становится необычайно популярным среди педагогов. Имя ему - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Можно ли объяснить, что такое музыка? Трагедия Сальери состояла в том, что он всю жизнь пы­ тался понять это, но так и не стал Моцартом. Можно ли объяснить, в чем магия света, который излу­ чают картины Рембрандта и Ван Гога? Сотни искусствове­ дов написали тома исследований, но еще никому не уда­ лось воспользоваться ими как инструкциями по созданию художественных полотен. Педагогика — искусство, но тогда о какой технологии может идти речь? Педагогика —прикладная наука, и подобно всем при­ кладным дисциплинам она не может не быть технологиче­ ской. Но в чем суть этой технологичности, в чем состоит ее предназначение? В том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым. «Реформа школы вступает в технологический этап» — фраза упала в зал, как молоток на аукционе. Дело происходило на одной из научно-практических конференций, где речь шла о внедрении педагогических технологий, наработанных в инновационных учебных за­ ведениях, в практику массовой школы. Я плохо представляю себе, как можно осуществить та­ кой «перенос», ибо хорошо знаю те несопоставимые усло­ 150

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz