Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

кие, самые значительные эпизоды своей жизни прожива­ ют и переживают после того как заканчиваются уроки. По­ вторяю, таковы реалии, и когда я вижу, с каким энтузиаз­ мом дружный педагогический коллектив, ведомый директором, в глазах которого грозно сверкает огонь «охотника за инновациями», осваивают новые образова­ тельные программы, учебные планы и педагогические тех­ нологии, проектируют инновационные образовательные среды, мне всегда очень хочется подойти к ученику этой школы и спросить тихонько: «Ну, и как тебе здесь живется, в твоем школьном доме?» Приглашаемый в такую школу гостем, я по целому ряду причин (прежде всего этических) чаще всего этого сделать не могу. Между тем, возвращаясь к характеристикам современ­ ного урока, следует вспомнить, что столь модное сегодня поветрие — «личностно-ориентированное обучение» — по сути своей означает опору на личный (жизненный иучебный) опыт ученика, актуализацию, развитие и рефлексию этого опыта. Это единственный путь превращения урока во фраг­ мент жизни ученика. Цвет синий — Человек Тот самый, который есть «мера всех вещей», а также «есть цель в себе и которого нельзя превращать в средство для других». Какие бы «общие» и «частные», «интегральные» и «комплексные» цели не ставил бы перед собой учитель, — главное, для чего существует школа, это создание условий для самоактуализации, развития и самоопределения уче­ ника. И содержание образования и организация процесса обучения, и атмосфера урока, и уклад жизни школы —все должно быть подчинено этой цели.О чем бы я ни расска­ зывал на уроке —о клеточной теории или о современных политических движениях в России —это должен быть рас­ сказ о нем, об ученике, о человеке. На предыдущем уроке мы с вами рассмотрели много приемов, позволяющих ре­ шать эту задачу через грамотный отбор содержания. О том, как это можно делать через обучающие технологии, —раз­ говор впереди. 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz