Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
Каждый из вас, наверняка, сталкивался с такой ситуа цией, когда при встрече выпускников одни вспоминают уроки химии (физики или литературы), как самые яркие впечатления от своей школьной жизни, а другие не могут говорить без отвращения. А ведь в обоих случаях обучение шло по одной и той же учебной программе. Все дело в том, что в программе заложены, как прави ло, только два компонента социокультурного опыта — знания и способы деятельности; остальное (опыт творче ства и опыт сопереживания) остается на усмотрение учи теля. Без активного освоения этих элементов человеческо го опыта вхождение ученика в культуру остается весьма проблематичным. И еще один оттенок в этой «краске» урока. «Культурно не само знание, а движение к нему» —уж не помню, кто об этом сказал (кажется, О. Долженко), но сказано оченьточ- но! У того же О. Долженко мы читаем: «Пройдя свой путь и познав новое, ощутив новые краски жизни, наши предше ственники не дали нам нового знания. Они протоптали тропку, проложили путь, который позволяет и нам, идя по их следам, пережить то, что пережили они. Таким образом, мы входим культуру». Культурное движение к знанию —значит, не только и не столько цвет штор в классе или грамотная речь учителя, и даже не блестяще отобранный учебный материал, а само построение урока, его технология —вот главные проявле ния культуры на уроке. Впрочем, о технологиях обучения мы поговорим на следующем уроке. Цвет красный —Жизнь Уже стало педагогической банальностью положение о том, что школа, период ученичества для ученика —это не подготовка к жизни, а сама жизнь, ее самый значительный в плане самоопределения и самоактуализации этап. Но массовая практика свидетельствует о том, что в жизни ребенка, особенно подростка и старшего школьни ка его бытие четко подразделяется на две, существующие относительно независимо, не влияющие друг на друга час ти —школа и жизнь. Школьный «отличник» часто стано вится изгоем во дворе, и наоборот, уличный лидер на уроке чувствует себя аутсайдером. Но и тот и другой самые яр 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz