Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

Ачто делать? Решение этой проблемы лежит в плоскости формиро­ вания сплоченного классного коллектива, создании ситу­ ации «группового эгоизма»: «А, вот, у нас в классе есть та­ кой парень!», или «Только наш класс сможет выдвинуть для городского конкурса чтецов достойного представите­ ля от школы» и т. п. Выводы 1. Основная цель управленческо-педагогической дея­ тельности состоит в развитии личности ученика средства­ ми учебного предмета и, в частности, речь должна идти о развитии (выращивании) познавательных и коммуника­ тивных потребностей и способностей. 2. Это развитие происходит в деятельности ученика по усвоению основных компонентов содержания образова­ ния, находящихся в полном соответствии с теми его по­ требностями и способностями, на выращивание которых направлена деятельность педагога (принцип дидактиче­ ского кольца). 3. Чтобы эта деятельность ученика была полноцен­ ной и приводила к действительному усвоению содержа­ ния образования, у ученика должна быть предваритель­ но сформирована внутренняя цель деятельности («Я-цель»), 4. Ее возникновению предшествует появление потреб­ ности и одновременно мотива деятельности. 5. Мотивация деятельности ученика на основе выра­ щенной потребности —первая и основная задача учителя, без решения которой нельзя решить никаких других педа­ гогических задач как в когнитивной, так и в аффективной областях. 6. Пытаясь реализовать выращенную цель деятельно­ сти, ученик осваивает содержание образования как субъ­ ект деятельности, осознавая происходящие с ним прогрес­ сивные изменения (развитие способностей). 7. Превращение ребенка в субъекта, заинтересованно­ го в самоопределении и в самоактуализации и способного к ним на основе усвоения всех компонентов базового со­ держания образования, составляет основной результат со­ вместной деятельности учителя и ученика. 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz