Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
2. Потребность вбезопасности (проявляется в избегании, боли, гневе, страхе потерь и опасностей; стремлении к по рядку, стабильности и предсказуемости событий). Ученик должен быть абсолютно уверен, что проявленная инициа тива или любознательность ему ничем не грозит, что, даже если у него ничего не получится, он не пострадает. Движение вперед происходит, как правило, мале нькими шагами, и каждый шаг вперед возможен бла годаря ощущению безопасности, когда мы вступаем в неведомое с надежного «плацдарма»... Мы должны быть полностью готовы не только звать вперед, но и уважать стремление человека от ступить, «зализать раны», восстановить силы, взглянуть на ситуацию с выгодной и безопасной точ ки зрения и даже вернуться к низшим радостям жиз ни, чтобы вновь обрести необходимую для развития отвагу. А. Маслоу 3. Потребность в групповой принадлежности (особенно это важно для подростков). Как-то в середине года в класс пришел новый ученик. Парень как парень, с одной особенностью: яркая, выразительная речь, обстоятельность и развернутость устных ответов, — согласитесь, в восьмом классе у ребят такое нечасто встретишь — сопровождались таким отчаянным «пионер ским» дискантом (голос еще не начал ломаться), что при первом же его выступлении у доски класс просто взорвался хохотом. Гневная реакция учителя и его пламенная речь («сами не умеете, то хоть поучитесь, как надо гово рить») в какой-то степени возымели действие, но вот именно «в какой-то»! Прячущиеся улыбки, при крываемые ладошками рты, смеющиеся глаза и про чую «невербалику», куда денешь! Словом, после двух таких выступлений парень наотрез отказался от устных ответов в классе: «Спрашивайте письменно или после уроков!» Все мои призывы, ободрения и увещевания никакого успеха не возымели. 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz