Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

больного на ученика, врача на учителя —что получится? Ведь деформированные познавательные потребности — это болезнь, и лечить ее, кроме нас, некому. 4.3.3. Условия формирования мотивации учения ? Если необходимость мотивации учения столь очевид­ на, а способы мотивации так многообразны, то почему же внутренние мотивы учения школьников, их развитие и формирование оказываются столь проблематичными для многих учителей? Познавательная потребность, и тем более потребность в самореализации приобретает значимость для человека только тогда, когда удовлетворены другие, более актуаль­ ные, базовые для человека потребности (А. Маслоу). К ним относятся физиологические потребности и потреб­ ность в безопасности. Трудно, да и просто цинично требовать высокой познава­ тельной активности у голодного, напуганного, или просто чем-то расстроенного ученика. А, ну-ка, представьте, что на работе Ваш нача- ' Л льник призывает Вас к активности, инициативе, творческой раскрепощенности, приводит примеры такого отношения к делу у Ваших коллег, пытается заразить собственным энтузиазмом, а у Вас дома болен ребенок, или не хватаетденег, чтобы протянуть до получки, или просто Вы неуверенно себя чувствуете в новом коллективе: Ваши кол­ леги настороженно и скептически присматриваются к Вам, Ваш стол стоит в самом неудобном месте... И даже если все это в полном порядке, но у Вас есть все основания полагать, что этого начальника завтра снимут!.. Много ли вы «натворите» в таких условиях? Если Вы, действительно, поставили перед собой педа­ гогическую задачу изучения и формирования учения шко­ льников, позаботьтесь сперва о том, чтобы хотя бы в мини­ мально достаточной степени у Ваших учеников были удов­ летворены: 1 . Физиологические потребности (он выспался, не голо­ ден, не хочет в туалет, в классе не душно, не шумно, удоб­ ная парта и т. п.). 140

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz