Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

Очень важное дополнение! Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала. Занимательное изложение нового материала — не са­ мая трудная проблема даже для начинающего учителя. А вот как мотивировать деятельность учеников по повторе­ нию, закреплению, систематизации знаний и умений, как мотивировать развитие навыков, как организовать проверку домашнего задания, —вот задачки для настоящего профес­ сионала. Потребностно-мотивационный подход при стро­ гом его соблюдении позволяет ее успешно решать. Обратитесь еще раз к системе целей педагоги­ ческой деятельности, о которой мы говорили выиіе, разверните любую из них в веер задач для конкрет­ ной учебной темы в соответствии с заложенным в ней содержанием. Сформулируйте для себя предельно четко и однозначно, какую цель Вы преследуете , устраивая в начале урока самостоятельную работу? Спросите себя, а ученики знают для чего это нужно?Для них эта цель значима? Най­ дите ведущий мотив их деятельности на эти десять-пят- надцать минут урока. Влюбой частнойметодике, вработах учителей-новаторов по Вашему предмету эти проблемы давно и успешно решаются. Знаете ли Вы об этом ? Можем ли мы с Вами, профессиональные педагоги (я подчеркиваю, педагоги, а не преподаватели!), владея та­ ким арсеналом методов, средств и приемов мотивации учения, жаловаться на нежелание учеников учиться и поэ­ тому снимать с себя ответственность за результаты обуче­ ния? Ругать и стыдить родителей за то, что их сын или дочь бездельничают на уроке? Да, родители прекрасно это знают, для подавляющего большинства это настоящее несчастье. И одна надежда на учителя, ведь он все-таки профессионал. Можем ли мы возвращать эту проблему родителям? Не становимся ли мы похожими на врача, к которому родственники принесли больного: «Доктор, он болен!» Доктор осматривает больного, а потом заявляет: «Да, Вы правы, он действительно болен, уносите. Следую- пшй!»Скажете, дурная шутка, такого не может быть! Вер­ но, в больнице не может, но замените больницу на школу, 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz