Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

профессионалов, может быть, для них это окажется полез­ ным. Мотивация — волшебное слово для работы с детьми. Как мы уже говорили, основу мотивации составляет по­ требность, то есть физиологическое или психологическое ощущение нужды, дискомфорта, недостатка в чем-либо. Мотивация —это процесс побуждения себя идругих кде­ ятельности для достижения личных целей. Управлять разви­ тием детей впроцессе обучения —это значит приводить их к постановке и достижению личных целей («Я-целей»), свя­ занных с овладением содержания образования. Выше («Не изобретай велосипед!») мы перечислили некоторые общие правила обучения, способствующие ро­ сту внутренней мотивации учения школьников. Назовем некоторые приемы, которые хорошо зарекомендовали се­ бя на практике. 1. Создание проблемной ситуации. (См. ниже «Технологии обучения»). Хорошо и полно описан в педагогической лите­ ратуре (М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин). 2. Отказ от отметок. В психологии хорошо известен эффект выученной бес­ помощности. Он возникает в строго контролируемом рас­ порядке жизни, в том числе и в условиях монополии пред­ метно-ориентированной модели обучения, которую осво­ ила традиционная школа. При таком обучении ребенок, являясь объектом управления со стороны учителя, посте­ пенно привыкает к тому, что оценка и корректировка его деятельности находится не в его руках, а является исклю­ чительно прерогативой взрослых. Нарушается естественное право любого человека на ошибку и ее исправление, а значит, право на интеллектуа­ льную собственность, на полноценную деятельность. От­ сюда у ребенка отпадает потребность и в контроле над ситу­ ацией, так как конгроль постоянно находится в руках взрослых. И как результат —утрата детьми чувства собст­ венного достоинства, потеря веры в себя (А. Асмолов). Если же принять во внимание и тот, стыдливо скрывае­ мый педагогической общественностью факт, что для ряда учителей отметка, особенно «двойка», является единст­ венной возможностью скрыть свою педагогическую беспо- мошность, удержать власть над учениками, (а есть немало и таких, кто, сам того не замечая, упивается этой властью, 135

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz