Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
профессионалов, может быть, для них это окажется полез ным. Мотивация — волшебное слово для работы с детьми. Как мы уже говорили, основу мотивации составляет по требность, то есть физиологическое или психологическое ощущение нужды, дискомфорта, недостатка в чем-либо. Мотивация —это процесс побуждения себя идругих кде ятельности для достижения личных целей. Управлять разви тием детей впроцессе обучения —это значит приводить их к постановке и достижению личных целей («Я-целей»), свя занных с овладением содержания образования. Выше («Не изобретай велосипед!») мы перечислили некоторые общие правила обучения, способствующие ро сту внутренней мотивации учения школьников. Назовем некоторые приемы, которые хорошо зарекомендовали се бя на практике. 1. Создание проблемной ситуации. (См. ниже «Технологии обучения»). Хорошо и полно описан в педагогической лите ратуре (М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин). 2. Отказ от отметок. В психологии хорошо известен эффект выученной бес помощности. Он возникает в строго контролируемом рас порядке жизни, в том числе и в условиях монополии пред метно-ориентированной модели обучения, которую осво ила традиционная школа. При таком обучении ребенок, являясь объектом управления со стороны учителя, посте пенно привыкает к тому, что оценка и корректировка его деятельности находится не в его руках, а является исклю чительно прерогативой взрослых. Нарушается естественное право любого человека на ошибку и ее исправление, а значит, право на интеллектуа льную собственность, на полноценную деятельность. От сюда у ребенка отпадает потребность и в контроле над ситу ацией, так как конгроль постоянно находится в руках взрослых. И как результат —утрата детьми чувства собст венного достоинства, потеря веры в себя (А. Асмолов). Если же принять во внимание и тот, стыдливо скрывае мый педагогической общественностью факт, что для ряда учителей отметка, особенно «двойка», является единст венной возможностью скрыть свою педагогическую беспо- мошность, удержать власть над учениками, (а есть немало и таких, кто, сам того не замечая, упивается этой властью, 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz