Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

зад, и надо было видеть, с каким восхищением следили за ней ее пятиклассники, как ловили каждое слово, как хоте­ ли, чтобы она каждого заметила, выделила, отметила! Вот у этих, теперь уже одиннадцатиклассников, она и провела этот опрос. Адальше привожу ее рассказе неболь­ шими сокращениями: «Какой ужас! Оказалось, что из 28 человек только трое работают на внутреннем познава­ тельном мотиве, пятеро считают, что это при­ годится им в будущей профессии, но личного интереса к биологии не испытывают, трое по инерции интерес к предмету связывают с лю­ бимым учителем, а у остальных основной дви­ жущий мотив —страх! Страх не сдать вовремя зачет, страх получить плохую отметку, страх провалиться на вступительных экзаменах, страх не оправ­ дать родительских надежд. А я-то, дура, думала, что они, как в пятом классе, по-прежнему все влюблены в меня и в био­ логию. Что же делать?» Разумеется, это далеко не единственный способ изучения мотивации учения школьников. Познакомь­ тесь сработами А. Марковой на эту тему. 4 .3 .2 .Способы мотивации учения Выявив на исследовательском этапе исходный уро­ вень развития познавательных и коммуникативных по­ требностей и характер мотивации Ваших учеников, при дальнейшей подготовке к занятиям и во время их прове­ дения Вы будете постоянно держать в поле внимания именно этот аспект Вашей деятельности, рефлексиро­ вать и вовремя корректировать ее, устраняя появляющи­ еся затруднения. По правде говоря, я сомневался, надо ли включать этот материал в книгу. Уж, кажется, нет более разработанной темы в педагогической психологии. Но вспомнил тот азарт, тот неподдельный интерес, который проявляли учи­ теля, слушатели системы повышения квалификации, ког­ да шел обмен опытом по решению именно этой проблемы, и подумал о том, что в школу сегодня приходят много не­ 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz