Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

6. Поддержание своего статуса среди одноклас­ сников. 7. Интерес к учителю и учителя к тебе. 8. Опасение потерять доброжелательное отно­ шение учителя. 9. Интерес к предмету. 10. Стремление повысить свой общекультурный уровень и расширить кругозор. 11. Что еще? Нетрудно заметить, что здесь перечислены как внеш­ ние социальные мотивы, направленные на другого, так и внутренние познавательные, направленные на предмет изучения и на собственное самосовершенствование. Разумеется, все мы хотим, чтобы деятельность наших учеников направлялась внутренними мотивами, но и внешняя мотивация может привести к постановке цели деятельности, если это только не отрицательный (боязнь плохой отметки), а положительный мотив (желание полу­ чить хорошую). Но крайне важно учителю, долго работающему в одном классе, знать динамику развития мотивов и следить за тем, чтобы внешние положительные мотивы, а именно с них, как правило, и начинается обучение, со временем не пере­ шли во внешние — отрицательные. При правильно по­ ставленном обучении происходит наоборот: интерес к учителю перерастает в интерес к учебному предмету и по­ зже к науке, которую он представляет. И негоже учителю в недоумении разводить руками, мол, не знаю, что случилось с учеником? Так хорошо начал за­ ниматься, а потом как подменили! Это родители так мо­ гут недоумевать, а профессионал должен знать, каков мо­ тивационный климату него на уроке, какая тема «грозит» неприятностями в этом отношении, где можно «утерять» учеников и как вернуть их доверие к себе, а значит, и к той науке, представителем которой ты являешься. Однажды я предложил слушателям курсов провести эту анкету со своими учениками. Через месяц встречаю одну учительницу биологии (а, надо сказать, прекрасная учительница!), работает в про­ фильном «медицинском» классе, ведет у этих ребят биоло­ гию уже пять лет. Я бывал у нее на уроках несколько лет на­ 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz