Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

различных, часто «чужих» для него целей, или полноправ­ ный субъект учебно-познавательной деятельности, цели которой осознаны и приняты им. 4.3. Это волшебное слово «мотивация» Вернемся еще раз к перечисленным выше пра­ вилам обучения и, в частности, к принципу, сфор­ мулированному И. Я. Лернером, — соотнесение каждого акта обучения с потребностями и мо­ тивами учеников. 4.3.1. Изучение мотивации учения школьников Коль скоро Вы собираетесь с помощью своего предме­ та выращивать потребности учеников — пусковой меха­ низм их деятельности, необходимо выяснить отправную точку обучения, а именно, в каком состоянии находятся эти самые познавательные потребности по отношению к предмету изучения. И так как внешним выражением по­ требности является мотив деятельности, формируемый на ее основе и непосредственно связанный с целями деятель­ ности, то выяснение мотивационного климата в конкрет­ ном классе должно предшествовать, собственно, проекти­ ровочному этапу. Существуют хорошо разработанные и описанные в психологической литературе методики изучения мотивации учения школьников. Попробуйте, например, предложить ученикам такой опросник: .. . Что является ведущим мотивом твоей учебной деятельности по ___________________ ? (название предмета). 1. Желание порадовать родителей. 2. Нежелание (боязнь) их огорчить. 3. Желание получить хорошую отметку. 4. Опасение получить плохую отметку. 5. Необходимость сдачи выпускных и вступитель­ ных экзаменов. 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz