Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

— конструирование образовательного процесса, обес­ печивающего овладение ЗУНами, как основного результа­ та обучения (выделено мною. — Авт.)\ — реализация главным образом, информативной, а не развивающей функции...» Нам трудно полностью согласиться с автором. Если цель любой, в том числе и педагогической деятельности, есть предметная проекция будущего, планируемый результат де­ ятельности, то второй и третий пункты приведенного выше высказывания находятся в некотором противоречии. В соот­ ветствии с деятельностным подходом в обучении цель опре­ деляет не только содержание деятельности, но методы, при­ емы и средства деятельности. То есть именно цель определя­ ет характер обучения. И коли скоро цели развития личности только декларируются (что подчеркивает и сам автор!), то называть такое обучение личностно-ориентированным бы­ ло бы, по меньшей мере, некорректным. Впрочем, далее И. С. Якиманская обосновывает другой подход в построении личностно-ориентированной систе­ мы обучения, основанный, в частности, на таком положе­ нии как приоритет индивидуальности, самоценности, са­ мобытности ребенка, как активного носителя (?! — Авт.) субъектного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного обучения в школе. Мы вернемся к обсуждению этого чрезвычайно важно­ го тезиса ниже, а сейчас подчеркнем, что подобные проти­ воречия проявляются при анализе не столько дидактиче­ ских подходов (в достаточной степени обобщенных пред­ ставлений об обучении), сколько при изучении конкретных технологий обучения. Именно там становится предельно ясно, какие цели пы­ тается достичь учитель, а какие он просто декларирует, а поэ­ тому сравнительный анализ таких технологий обладает наи­ большим образовательным потенциалом как компонент со­ держания последипломного образования педагогов. Этот анализ будет проведен ниже. Здесь же необходимо отметить следующее: сходство представленных подходов к сравнительному анализу моделей обучения — психологи­ ческого и дидактического — не случайно. Речь идет о по­ зиции ученика в учебном взаимодействии, о той роли, ко­ торая отводится ему в процессе обучения: объект педаго­ гического воздействия, направленного на достижения 5 * 131

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz