Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
— конструирование образовательного процесса, обес печивающего овладение ЗУНами, как основного результа та обучения (выделено мною. — Авт.)\ — реализация главным образом, информативной, а не развивающей функции...» Нам трудно полностью согласиться с автором. Если цель любой, в том числе и педагогической деятельности, есть предметная проекция будущего, планируемый результат де ятельности, то второй и третий пункты приведенного выше высказывания находятся в некотором противоречии. В соот ветствии с деятельностным подходом в обучении цель опре деляет не только содержание деятельности, но методы, при емы и средства деятельности. То есть именно цель определя ет характер обучения. И коли скоро цели развития личности только декларируются (что подчеркивает и сам автор!), то называть такое обучение личностно-ориентированным бы ло бы, по меньшей мере, некорректным. Впрочем, далее И. С. Якиманская обосновывает другой подход в построении личностно-ориентированной систе мы обучения, основанный, в частности, на таком положе нии как приоритет индивидуальности, самоценности, са мобытности ребенка, как активного носителя (?! — Авт.) субъектного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного обучения в школе. Мы вернемся к обсуждению этого чрезвычайно важно го тезиса ниже, а сейчас подчеркнем, что подобные проти воречия проявляются при анализе не столько дидактиче ских подходов (в достаточной степени обобщенных пред ставлений об обучении), сколько при изучении конкретных технологий обучения. Именно там становится предельно ясно, какие цели пы тается достичь учитель, а какие он просто декларирует, а поэ тому сравнительный анализ таких технологий обладает наи большим образовательным потенциалом как компонент со держания последипломного образования педагогов. Этот анализ будет проведен ниже. Здесь же необходимо отметить следующее: сходство представленных подходов к сравнительному анализу моделей обучения — психологи ческого и дидактического — не случайно. Речь идет о по зиции ученика в учебном взаимодействии, о той роли, ко торая отводится ему в процессе обучения: объект педаго гического воздействия, направленного на достижения 5 * 131
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz