Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

В соответствии с описываемыми подходами М. В. Кла­ рин обозначает две группы дидактических поисков: Дидактические поиски в рус­ ле технократического подхода: ♦исходят из эффективной ре­ продуктивной деятельности как самостоятельной ценно­ сти, преимущественно на­ правлены на дидактические цели невысокого познавате­ льного уровня; ♦являются личностно-ней­ тральными; ♦делают акцент на стандарти­ зированных учебных проце­ дурах и предполагают поло­ жительный эмоциональный фон,но, вместе с тем,лично­ стно-нейтральный характер включения ученика и учителя в учебный процесс; ♦ставят учителя в позицию преподавателя-оператора... Дидактические поиски в рус­ ле поискового подхода: ♦акцентируют развивающий потенциал обучения; ♦исходят из самостоятельной ценности поисковой деятель­ ности; ♦ставят дидактические цели высокого познавательного уровня, ставят педагога в по­ зицию партнера по учебному исследованию; ♦предполагают личностную включенность всех участни­ ков обучения, высокую лич­ ностно-профессиональную готовность педагога к гибко­ му, тактичному взаимодейст­ вию с учащимися, в котором происходит расширение гра­ ниц как непосредственного опыта, так и его осмысления учащимися. Особый интерес в русле рассматриваемого вопроса пред­ ставляет работа И. С. Якиманской «Личностно-ориентиро­ ванное обучение в современной школе». Автор считает, что традиционная педагогика тоже является личностно-ориен­ тированной на том основании, что в качестве приоритетной задачи всегда выдвигала как цель развитие личности. И далее, анализируя различные модели обучения в рам­ ках традиционной педагогики (социально-педагогическую, предметно-дидактическую и психологическую), автор под­ черкивает эту мысль, в частности, следующими выводами: «... — признание за обучением главной детерминанты развития личности на всех этапах ее возрастного становле­ ния; — декларирование основной цели обучения как фор­ мирование личности с заданными типовыми характери­ стиками; 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz