Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
В соответствии с описываемыми подходами М. В. Кла рин обозначает две группы дидактических поисков: Дидактические поиски в рус ле технократического подхода: ♦исходят из эффективной ре продуктивной деятельности как самостоятельной ценно сти, преимущественно на правлены на дидактические цели невысокого познавате льного уровня; ♦являются личностно-ней тральными; ♦делают акцент на стандарти зированных учебных проце дурах и предполагают поло жительный эмоциональный фон,но, вместе с тем,лично стно-нейтральный характер включения ученика и учителя в учебный процесс; ♦ставят учителя в позицию преподавателя-оператора... Дидактические поиски в рус ле поискового подхода: ♦акцентируют развивающий потенциал обучения; ♦исходят из самостоятельной ценности поисковой деятель ности; ♦ставят дидактические цели высокого познавательного уровня, ставят педагога в по зицию партнера по учебному исследованию; ♦предполагают личностную включенность всех участни ков обучения, высокую лич ностно-профессиональную готовность педагога к гибко му, тактичному взаимодейст вию с учащимися, в котором происходит расширение гра ниц как непосредственного опыта, так и его осмысления учащимися. Особый интерес в русле рассматриваемого вопроса пред ставляет работа И. С. Якиманской «Личностно-ориентиро ванное обучение в современной школе». Автор считает, что традиционная педагогика тоже является личностно-ориен тированной на том основании, что в качестве приоритетной задачи всегда выдвигала как цель развитие личности. И далее, анализируя различные модели обучения в рам ках традиционной педагогики (социально-педагогическую, предметно-дидактическую и психологическую), автор под черкивает эту мысль, в частности, следующими выводами: «... — признание за обучением главной детерминанты развития личности на всех этапах ее возрастного становле ния; — декларирование основной цели обучения как фор мирование личности с заданными типовыми характери стиками; 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz