Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

Задание четвертое. Обернитесь на соседнюю парту. Образуйте группу из четырех человек. Познакомьтесь, если не знакомы. Выбе­ рите лидера. Обсудите результаты «парной» работы. Выра­ ботайте групповую точку зрения. Если останутся «индиви­ дуалисты», запишите их мнения отдельно. Задание пятое. Ну, что получилось? Кто начнет? Слушаем внимательно, чтобы не повторяться, а допол­ нять и уточнять. Критика на этом этапе работы не допус­ кается. Когда до вашей группы дойдет очередь, и окажет­ ся, что все уже будет сказано, — поблагодарите присутст­ вующих, отметив те группы, с мнением которых вы оказались солидарны. Параллельно ведите собственное наблюдение. Мысленно поставьте себя на место ведущего: «Почему в самом начале выбрана именно такая форма работы? Прослеживается ли в ней какая-то начальная «за- данность», или управление происходит спонтанно, ситуа­ тивно? Как регулируется темп занятия? Какова его мизан­ сцена? Какие приемы вербальной и невербальной комму­ никации использует преподаватель («мастер» — см. ниже)? Годятся ли они для вас?» Обсуждение закончено. Так, ну и к чему же мы пришли? Что скрывается за эти­ ми печальными, а если принять во внимание высокую са­ мооценку педагогов, то и странными результатами иссле­ дования? Кто начнет, учителя истории? Ну, что же, для начала это может и хорошо: «Причины всех негативных явлений, происходящих сегодня в школе, лежат за ее стенами, они находятся в самом обществе, в той социальной, экономи­ ческой и идеологической ситуации, в которой мы все ока­ зались». « Так, ну допустим. А дальше что ?Продолжайте, ах, продолжения не будет!А зачем же вы пришли сю­ да на курсы ?Зачем тратить и свое и мое время, ведь мы с вами за эти несколько дней или недель положе­ ние в обществе не поправим!» — ну. разумеется, н и ­ 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz