Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

рошо рисуешь, как ты любишь маму, папу, бабушку, как заботлив к своей маленькой сестренке и мно­ гое-многое другое, что, по твоему мнению, делает тебя неплохим человеком. Все это оказалось незначи­ тельным и ненужным, потому что те палочки и кру­ жочки, которые ты рисовал, и те глупые вопросы, на которые ты отвечал, сказали этим взрослым людям больше, чем все твои достоинства, вместе взятые. И ты вдруг впервые почувствовал свою никчемность и незначительность, и что окружающий мир вовсе не так приветлив к тебе, как думалось ранее. И так вдруг стало обидно за плачущую маму! Я прошу простить это лирическое отступление в раз­ говоре о таких серьезных вещах как закономерности и принципы обучения. Но, как говорится, «уж сколько раз твердили миру...», а каждый год эти маленькие трагедии разыгрываются в десятках «престижных» школ, лицеев и гимназий. Нет, я вовсе не призываю обучать в обычной школе «олигофренов» и «даунов», но давайте вслушаем­ ся в слова известного советского психолога С. JI. Рубин­ штейна: «Личность школьника формируется не путем усвоения правил поведения —он может их принять и не принять, не наказаниями и отметками —он может к ним приспособиться, а в реальных отношениях, поступках и той внутренней работе, которая завязывается вокруг них». И в связи с этим... Мой приятель, будучи в Фин­ ляндии, в одной из школ на уроке математики наблю­ дал такой эпизод: шла самостоятельная работа, ре­ бята сосредоточенно решали квадратные уравнения, и в тишине класса слышалось только тяжелое сопе­ ние и какие-то странные бормотания мальчика, си­ девшего отдельно за компьютером. Весь облик тучно­ го, неуклюжего подростка, слюна, сбегавшая с подбо­ родка, остановившийся бессмысленный взгляд и то остервенение, с которым он тыкал в клавишу компь­ ютера, пытаясь на экране соединить два шарика, го­ ворили о явном нездоровье ребенка. Вдруг в тишине класса раздался буквально вопль восторга: шарики на экране дисплея наконец-то со­ единились. Класс сперва вздрогнул от неожиданно­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz