Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
у '.итие ребенка в ходе такого обучения тоже идет вяло, как, шірочем, оно замедляется и в том случае, если ученик встречает на своем пути непреодолимые трудности. И то лько преодоление трудностей в зоне ближайшего разви тия, о чем мы говорили выше, ведет к духовному подъему и укрепляет у ребенка веру в свои силы. 3. Принцип ведущей роли теоретических знаний. Речь идет не о простом изучении теорий, запоминании терминологии и классификаций, а о раскрытии сущест венных связей и зависимостей в самом материале, откры тии закономерностей. Заучивание правил и выработка на выков без теоретических обобщений ведут к задержке раз вития в процессе обучения. Сопоставьте этот принцип с правилами обуче- |* ния А. Дистервега. Не противоречат ли они друг другу? Если дополняют, то каким образом, по ка ким конкретно позициям? 4. Принцип осознания процесса обучения. «Что я узнал нового, какие способы деятельности осво ил, как изменились мои представления о мире, как меня юсь я сам в процессе учения, как мне лучше запоминается, усваивается, почему не получается?» Этот принцип на правляет процесс обучения на осознание учеником себя как субъекта учебной деятельности. Сопоставьте принцип осознанности с принци- ]|^ пом сознательности, принятом традиционной ди дактикой, найдите принципиальное отличие. 5. Принцип прохождения материала более быстрым тем пом. Противостоит разжевыванию, однотипности материа ла. Детей привлекает возможность узнавать новое, нежели повторять. «Жвачка — злейший враг развития» (JI. Зан- ков). Но это вовсе не означает, что при таком обучении от сутствует повторение или уменьшается число упражне ний. Изучение «прослаивается» повторением изученного. Ученик всегда ставится перед необходимостью что-то по вторить, но при этом ранее изученное выступает в новых связях, открывает новые грани. Не простое закрепление, а углубление понимания. Такое построение программы по могает преодолеть ее фрагментарность. Возникает органи ческая связь между ее элементами, расширяются многооб разие и разносторонность этих связей (внутренняя интег
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz