Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
щивание» таких потребностей ученика, которые орга нично соответствуют основным компонентам содержа ния образования, как отражению социокультурного опыта. Тем самым процесс обучения оказывается зам кнут на достижении единой цели —развитии потребно стей, запросов и способностей личности в процессе усвоения соответствующих компонентов содержания образования —«дидактическое кольцо» на процессуаль ном уровне. Этот принцип, названный нами принципом «дидакти ческого кольца», дает основание для разрешения известно го противоречия в педагогической деятельности, связанно го с попыткой реализации и ранжирования двух систем це лей педагогической деятельности при обучении учащихся, «познавательных» и «развивающих» (см. выше. — «Урок второй»). Л. В. Занков. 1. Обучение соотносится с ходом общего развития школь ников не по отдельным дидактическим принципам, а как сис тема, которая приводит к определенным результатам в цело стном общем развитии школьников. Вот и ответ многим нетерпеливым, ищущим простых и легких решений школьных проблем. Не отдельные эф фективные приемы, методы, технологии и даже не отдель ные дидактические принципы, а целостная педагогиче ская система —вот что определяет эффективное гь процес са обучения. Далее, эта система должна еще вписываться в систему более высокого порядка, своеобразную метаси стему по отношению к школе, то, что мы называем обще ством, государством, той системой отношений и ценно стей, которые в нем сложились. Это и ответ на вопрос о том, почему дидактической си стеме J1. В. Занкова пришлось выдерживать серьезную критику в начале 80-х годов, когда при составлении и вне дрении в учебный процесс новых программ их разработ чики попытались реализовать не целостную систему, а то лько один из принципов дидактической системы Л. В. Занкова, а именно: 2. Принцип более высокого уровня трудности. Этот принцип нельзя понимать излишне прямолиней но. Если обучение идет как по накатанной дороге, то раз 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz