Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

щивание» таких потребностей ученика, которые орга­ нично соответствуют основным компонентам содержа­ ния образования, как отражению социокультурного опыта. Тем самым процесс обучения оказывается зам­ кнут на достижении единой цели —развитии потребно­ стей, запросов и способностей личности в процессе усвоения соответствующих компонентов содержания образования —«дидактическое кольцо» на процессуаль­ ном уровне. Этот принцип, названный нами принципом «дидакти­ ческого кольца», дает основание для разрешения известно­ го противоречия в педагогической деятельности, связанно­ го с попыткой реализации и ранжирования двух систем це­ лей педагогической деятельности при обучении учащихся, «познавательных» и «развивающих» (см. выше. — «Урок второй»). Л. В. Занков. 1. Обучение соотносится с ходом общего развития школь­ ников не по отдельным дидактическим принципам, а как сис­ тема, которая приводит к определенным результатам в цело­ стном общем развитии школьников. Вот и ответ многим нетерпеливым, ищущим простых и легких решений школьных проблем. Не отдельные эф­ фективные приемы, методы, технологии и даже не отдель­ ные дидактические принципы, а целостная педагогиче­ ская система —вот что определяет эффективное гь процес­ са обучения. Далее, эта система должна еще вписываться в систему более высокого порядка, своеобразную метаси­ стему по отношению к школе, то, что мы называем обще­ ством, государством, той системой отношений и ценно­ стей, которые в нем сложились. Это и ответ на вопрос о том, почему дидактической си­ стеме J1. В. Занкова пришлось выдерживать серьезную критику в начале 80-х годов, когда при составлении и вне­ дрении в учебный процесс новых программ их разработ­ чики попытались реализовать не целостную систему, а то­ лько один из принципов дидактической системы Л. В. Занкова, а именно: 2. Принцип более высокого уровня трудности. Этот принцип нельзя понимать излишне прямолиней­ но. Если обучение идет как по накатанной дороге, то раз­ 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz