Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

Основные закономерности и принципы обучения Закономерность отражает объективные общие, устой­ чивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи. Строго зафиксированные закономерности являются законами. (На житейском языке это означает, что любой процесс обучения существует и развивается в соот­ ветствии с некоторыми, независящими от нас, при­ чинами. Мы можем и должны их знать и соблюдать, но придумать или изменить их — не в состоянии. На­ оборот, эти попытки (разумеется, неосознаваемые) и есть причина всех бед обучения.) А вот принципы обучения, в отличие от закономерно­ стей, это общие правила, которые педагог выводит и фор­ мулирует, исходя из своего знания и понимания той или иной закономерности, и в соответствии с которыми вы­ страивает свою деятельность. Давайте вспоминать: Сократ. Назначение учителя —помочь родиться мысли учени­ ка. Г. ІІесталоцци. Закон умственного развития ребенка: от смутного со­ зерцания к ясным представлениям и от них к ясным поня­ тиям. Э. Торндайк. Мысли, чувства и поступки ребенка в каждом данном случае зависят от того, как он думал, чувствовал и посту­ пал в прошлом, и от того, каковы склад и направления его ума в настоящем. Его реакции на те или иные внешние стимулы будут именно те, результаты которых в прошлом давали ему удовлетворение. Когда процесс установления связи между ситуацией и ответной реакцией сопровождается или сменяется состоя­ нием удовлетворения, прочность связи возрастает. 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz