Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

вестном смысле умозрительное построение. Реально оно существует только в процессе обучения. Поэтому отдадим себе отчет в том, что, если учитель в процессе повышения квалификации или самостоятельно составит авторскую программу с учетом компонентов со­ циального опыта, это вовсе не явится гарантией, что его ученики усвоят этот опыт. Многое будет зависеть от осоз­ нания учителем взаимосвязи между содержанием и про­ цессом обучения и реализации этой взаимосвязи на уроке. 4.1. Не изобретай велосипед! (О некоторых правшах обучения, известных давно и не потерявших своего значения сегодня.) Недавно попала мне в руки любопытная книжка «Док­ торские диссертации по педагогике и психологии (1937—1998 годы)». Там приводится перечень 2068 работ, каждая из которых, по определению, является «фундамен­ тальным научным исследованием» и также, по определе­ нию, «вносит значительный вклад в развитие науки». Это какой же замечательной могла бы стать наша шко­ ла, когда хотя бы сотая часть этих блестящих научных до­ стижений стала бы достоянием педагогической практики! Однако следует с горечью признать, что приведенные ниже высказывания характеризуют сегодняшнюю школь­ ную практику гораздо более точно, нежели можно было бы предположить, знакомясь с научными наработками. Вглядываясь в занятия наших учеников, прихо­ дишь к мысли, что они учатся больше для школы, чем для жизни. Большая часть работ, которые даются им, не имеют никакой другой цели, кроме желания не оставлять их ума ни на минуты в праздности, кото­ рая есть мать всех пороков. Не щадят их физических сил, задавая разные уро­ ки, но не для того, чтобы при этом имелось в виду до­ стигнуть какой-нибудь намеченной педагогической цели, а для того, что нужно выполнить в срок данную программу; она же составлена несоразмерно с назна­ ченным временем, потому что «нельзя же будто бы образованному человеку не знать» всего того, что в ней напичкано; а преподавателю нельзя же не иметь в \ 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz