Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

Урок четвертый «Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить» (Оновых идеях, которые нужно знать, и о «старых» пра­ вилах, которые следует помнить любому, кто входит в класс или в студенческую аудиторию.) Вернемся на минутку в предыдущий урок. Каждый ли учитель, который берется составлять собст­ венную программу обучения, или просто отбирающий учебный материал для какой-то конкретной темы, должен обязательно в равной степени включать в них все четыре компонента содержания образования? Да, в общем-то, мне как родителю абсолютно все равно, на каком уроке или факультативе, у какого учи­ теля или руководителя кружка мой ребенок приобре­ тет опыт творчества и или опыт исследовательской деятельности, или опыт нормативного общения, — лишь бы обучаясь в школе, он приобрел этот опыт! И в этом смысле проблема отбора и конструиро­ вания содержания образования переносится с уровня предмета на уровень учебного плана школы: там дол­ жны быть представлены предметы, кружки, секции, предоставляющие ученику эту возможность. (Подчеркнем, проблема качественного отбора и конструирования содержания учебного предмета остается, но это уже проблема самого учителя: если он хочет добиться успеха, то будет включать все че­ тыре компонента.) Но достаточно ли этого? Для ответа на этот вопрос мы прежде всего должны от­ метить следующее обстоятельство. Речь идет о единстве процессуальной и содержательной сторон обучения. Дело в том, что если социальный опыт, накопленный человечеством, существует самостоятельно в реальной действительности, то содержание образования —это в из­ 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz