Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

ственность образовательных систем. Перемеши­ вание общего с особенным ведет к тому, что дитя, поступающее в заведение, сразу предопределяется и к известной особенной системе образования, со­ ответствие которой способностям дитяти оста­ ется еще совершенно неизвестным. О десятилет­ нем дитяте невозможно правильно решить, какая система образования будет более соответство­ вать его способностям, классическая, реальная, об­ разование в кадетском корпусе или в духовных заве­ дениях. Для ответа на такой вопрос нужно, чтобы дитя сначала поучилось, чтобы его умственные на­ клонности несколько определились, чтобы несколь­ ко выяснилась и сложилась его духовная личность. Если же десятилетнее малоучившееся дитя прямо направить в школу со своеобразной системой, это будет значить не обращать ни малейшего внимания на его психические особенности и при выборе обра­ зовательной системы руководиться не соответст­ вием системы свойствам личности, а другими, сторонними побуждениями. Тогда не будет разни­ цы, существует ли одна образовательная система или много, свойства детского ума не примутся в расчет при выборе образовательных средств, и об­ разовательный курс может только случайно соот­ ветствовать свойствам личности. Конечно, возможен переход из одного заведения в другой, как скоро замечено, что образовательный курс не соответствует способностям учащегося... Все это очень хлопотливо и для учащегося и для его родителей. Притом, в какое заведение переходить? Неуспех, например, в классических языках еще не свидетельствует о склонностях и способностях к реальным предметам. Руководящего правильного указания на выбор учебного заведения применитель­ но к способностям учащегося по-прежнему недоста­ ет, самые способности и склонности учащегося остаются неизвестными. Чтобы устранить все эти затруднения, нужно определенно выделить общую часть образователь­ ных курсов от особенной, общую часть сделать об­ щеобразовательной для учащихся и поставить на­ 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz