Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
3.4.9. Из истории отечественной педагогики «... В настоящее время в существующих курсах об щего образования, несмотря на их обособленный, са мостоятельный характер, есть, несомненно, одина ковые предметы, одинаковые методы, одинаковые частные и общие образовательные цели, — словом, сходные и даже тождественные черты. Подобное сходство возникает необходимо вследствие того, что человеческие умы, будучи качественно и количе ственно различными, при различии имеют, по суще ству, одинаковую организацию, вомногом сходны. Ес ли различие человеческихумов невольно сказывается в жизни созданием различных общеобразовательных систем, то невольно же сказывается и одинаковость человеческого ума введением в общеобразовательные курсы одинаковых предметов и преподаванием их по одинаковому методу. С другой стороны, каждый че ловек, и, в частности, каждый русский гражданин, претендующий на звание образованного человека, должен непременно владеть некоторыми знаниями, без которых образованному человеку обойтись невоз можно. Под давлением этих двух причин различные образовательные курсы, несмотря на свою обособлен ность и самостоятельность, имеют общие, сходные черты. Но эти общие черты выражены недостаточно, они перемешаны с особенными, своеобразными свой ствами, проходящими через все классы школы, вслед ствие чего школа, будучи, по существу, одинаковой с другой, кажется различной, стоит особняком. И классические гимназии, и духовные семинарии, и ка детские корпуса, и реальные училища имеют очень много одинакового в своих учебных курсах, а между тем особенность, специфичность заведения дает се бя чувствовать на самых первых порах, с самого 1-го класса, и все заведение является строго обособлен ным, своеобразным. Хорошо это или дурно ? Такой порядок весьма неудобен, потому что он почти вполне уничтожает те выгоды, которые представляет для правильного образования множе 112
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz