Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

3.4.9. Из истории отечественной педагогики «... В настоящее время в существующих курсах об­ щего образования, несмотря на их обособленный, са­ мостоятельный характер, есть, несомненно, одина­ ковые предметы, одинаковые методы, одинаковые частные и общие образовательные цели, — словом, сходные и даже тождественные черты. Подобное сходство возникает необходимо вследствие того, что человеческие умы, будучи качественно и количе­ ственно различными, при различии имеют, по суще­ ству, одинаковую организацию, вомногом сходны. Ес­ ли различие человеческихумов невольно сказывается в жизни созданием различных общеобразовательных систем, то невольно же сказывается и одинаковость человеческого ума введением в общеобразовательные курсы одинаковых предметов и преподаванием их по одинаковому методу. С другой стороны, каждый че­ ловек, и, в частности, каждый русский гражданин, претендующий на звание образованного человека, должен непременно владеть некоторыми знаниями, без которых образованному человеку обойтись невоз­ можно. Под давлением этих двух причин различные образовательные курсы, несмотря на свою обособлен­ ность и самостоятельность, имеют общие, сходные черты. Но эти общие черты выражены недостаточно, они перемешаны с особенными, своеобразными свой­ ствами, проходящими через все классы школы, вслед­ ствие чего школа, будучи, по существу, одинаковой с другой, кажется различной, стоит особняком. И классические гимназии, и духовные семинарии, и ка­ детские корпуса, и реальные училища имеют очень много одинакового в своих учебных курсах, а между тем особенность, специфичность заведения дает се­ бя чувствовать на самых первых порах, с самого 1-го класса, и все заведение является строго обособлен­ ным, своеобразным. Хорошо это или дурно ? Такой порядок весьма неудобен, потому что он почти вполне уничтожает те выгоды, которые представляет для правильного образования множе­ 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz