Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

6. Известны ли Вам уровень и характер развития позна­ вательных потребностей и мотивов учебной деятельности Ваших учеников? Не обольщайтесь видимостью внешней дисциплини­ рованности и исполнительности Ваших учеников. Это мо­ жет быть следствием внешних, часто отрицательных моти­ вов, в основе которых, так или иначе, лежит страх. Между тем хорошо известно, что мотивация такого ро­ да крайне отрицательно сказывается как на состоянии учебной деятельности, так и на результатах обучения (глу­ бина, прочность и осознанность знаний), на развитии уче­ ников. Наберитесь решимости и предложите своим ученикам простую анкету, состоящую всего из одного вопроса: «Ка­ ков ведущий мотив твоей учебной деятельности по пред­ мету?». Выбери один из ответов: а) интерес к учителю; б) интерес к предмету, желание узнать побольше; в) необходимость в будущей профессии; г) желание расширить свой кругозор, повысить обще- культурный уровень; д) необходимость сдачи экзамена по этому предмету; е) опасение получить плохую отметку и связанные с этим неприятные последствия; ж) что еще? После анализа результатов анкетирования (а они могут оказаться довольно неожиданными для Вас), проведите коррекцию целей и задач Вашей педагогической деятель­ ности; может быть, необходимо пересмотреть методы и организационные формы обучения, не меняя принципиа­ льно самого содержания. 7. Не забывайте о четырех компонентах содержания образования. Как отражение социального опыта, человеческой туры содержание образования на теоретическом урони: состоит из опыта движения к знанию, опыта приобрете­ ния умений, опыта творчества и опыта эмоционально цен­ ностных отношений. Недооценка последнего компонента —один из основ­ ных недостатков сегодняшнего содержания школьного образования. История науки и биографии ученых, анализ жизненных ситуаций и личный опыт учеников, постоян­ но

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz