Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
Шел урок в седьмом (тогда еще) классе «Физические свойства водорода». Из среди демонстрационных опытов был один достаточно эффектный: железная банка напол нялась водородом, потом открывалось заранее подготов ленное отверстие, водород выходил, создавалась гремучая смесь с воздухом, учитель подносил горящую лучину к от верстию и ... бабах!!! Банка со страшным грохотом летела в потолок! В седьмом «а» все прошло благополучно, и у «бэшни- ков» тоже. Прибегает седьмой «в» (там, где учится наш ге рой): «А, у нас взрыв будет?». «Будет, заходите». Веду урок, рассказываю о физических свойствах водорода, ребята не сводят глаз с банки, стоящей на кафедре. Наконец, подходит время «взрыва». Подробно объяс няю, что сейчас произойдет, и почему надо как можно ши ре открыть рты. Они послушно открывают. Подношу лу чину, и банка, слегка загудев, вместо того, чтобы взлететь, вдруг... просто падает на бок. (Такое, случается иногда, когда нужная смесь по разным причинам не образуется). Ребята разочарованно шумят, я объясняю, что прои зошло, и быстро готовлю опыт еще раз, подношу лучину, все без напоминания открывают рты, и вдруг в мертвой ти шине класса слышу Вигькино бормотание: «Вот, всегда так, у всех получается, а у нас нет... Ну, и не буду я вас слу шать, и вообще уйду!». И я с ужасом вижу, что он собирает свою сумку и не смотрит на кафедру! Остановить движение руки уже не успеваю, подношу лучину к отверстию, и банка с оглушительным ревом летит в потолок. Совершенно оглохший, вижу орущий от восторга класс и абсолютно белое лицо Вити! Он прижал к груди свою сумку, на лице написан такой ужас, что я сам испугался, как бы с парнем чего дурного не произошло. Обошлось. Но с той поры смирнее ученика у меня на уроках не было. Так и запомнил до самого выпуска его напряженно-подо- зрйтельное выражение лица: («Чего этот чокнутый «хи мик» еще может выкинуть?!»). И теперь он говорит, что лучше всего помнит физиче ские свойства водорода. Еще бы! ! Нет, как ни наивны неоіуманисты от образования в своем стремлении переделать массовую школу в этом жесто ком, прагматичном мире, в одном они совершенно правы: 106
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz