Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

Две недели школа, что называется, бурлила, группы со­ бирались по вечерам, часами пропадали в библиотеках, учителя возмущались, что дети запустили остальные пред­ меты «из-за Вашей биологии», но, наконец, наступил ре­ шающий день! Надолго он запомнился! Да и разве забудешь хотя бы такой эпизод. Гаснет свет, и в класс с зажженной свечой, с библией, с огромным мед­ ным крестом входят пятеро парней, становятся перед оне­ мевшими от изумления слушателями и в течение семи ми­ нут (а именно столько отводилось каждой группе на защи­ ту своей позиции) разъясняют классу, что эволюция человека шла не совсем так, как ее описывает Ч. Дарвин. Не мог человек возникнуть в ходе естественного отбора! Да, до древней обезьяны развитие природы шло, возмож­ но, именно так, как предположил великий англичанин, а потом вмешался Всевышний и вложил в неразумную обе­ зьянью голову и разум, и нравственное чувство. Закончили. Тишина. Эксперты (а это были одиннадца­ тиклассники), опасливо поглядывая на завуча, спрашива­ ют, как и положено, присутствующих: «Будут ли вопросы группе?» — (Вопросов нет). «Дополнения?» — (Дополне­ ний нет). В совершенном отчаянии и с тайной надеждой эксперты задают последний условный вопрос: «Возраже­ ния?!» В ответ —гробовое молчание. Эксперты, посовещавшись, ставят группе высший балл. Завуч тихо сползает со стула. Так вот, к чему я вспомнил сейчас этот давний эпизод из школьной практики? Может быть, этот пример заста­ вит задуматься некоторых, настороженно строгих и беза­ пелляционно категоричных в своих суждениях коллег, которые любят с пафосом повторять, что урок не место для подобных «игрищ», что вместо того чтобы «в бирюль­ ки играть» и тратить время на «завоевание дешевого авто­ ритета у учеников», лучше проверить лишний раз, как ученики усвоили основной материал! Не будем спешить с выводами, потому что у этой исто­ рии есть продолжение. Через год, проверяя «остаточные» знания по эволюци­ онному учению у этих, теперь уже одиннадцатиклассни­ ков, я предложил им небольшую самостоятельную работу, предварительно не предупредив об этом. 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz