Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
Какие знания глубже всего остаются в памяти? Те, вос приятие, осмысление и запоминание которых каким-то образом оказалось значимым, ценностным для нас. Каки ми умениями овладеваем наиболее эффективно? Теми, ко торые нам особенно нужны. Покопайтесь в собственной памяти, что Вы, учитель ли тературы, помните из школьной биологии, химии, геогра фии? Вспомнили, а теперь еще раз напрягите память: почему запомнилось именно это? Может быть, новая симпатичная учительница пришла в класс, может, не так стояли парты на уроке, может быть, Менделеев оказался не бородатым стари ком на портрете, а влюбленным юношей, а может, выясни лось, что о таких сложных вещах, как открытие строения ДНК, можно писать легко и с юмором, как это сделали два молодых англичанина (кстати, получившие за свое открытие Нобелевскую премию), а может быть, вы узнали о том, что Дарвин чуть было не опоздал с публикацией своего откры тия, и мир никогда бы не узнал слова «дарвинизм». Что «задело», то и запомнилось! Как-то на урок биологии вдесятом классе ребята принес ли журнал «Новый мир», в котором была опубликована ста тья одного религиозного философа, которая называлась «Научна ли научная картина мира?» (в свое время эта статья наделала немало шума в печати), в ней ставилась под сомне ние объективная значимость и ценност ь естественнонаучно го знания, которое сегодня дается в школе. Критиковались и. физика, и математика, но больше всего досталось школьной биологии. Автор писал (за точность цитаты сейчас не руча юсь, но близко к тексту): «Тот, кто нынче придерживается взглядов Дарвина, плохо знает биологию, а тот, кто препода ет дарвинизм другим, вообще ее не знает». Вот эта статья и легла на учительский стол в самом на чале урока, а тема урока была, между прочим, «Происхож дение человека». Ясно, что от первоначального плана урока приііічось отказаться, материал, как говорится, жег руки. Разумеет ся, за сорок пять минут ни выговориться, ни тем более до говориться не успели и решили подготовить и провести на эту тему регламентированную дискуссию. Разбились на группы, и... юз-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz