Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

Какие знания глубже всего остаются в памяти? Те, вос­ приятие, осмысление и запоминание которых каким-то образом оказалось значимым, ценностным для нас. Каки­ ми умениями овладеваем наиболее эффективно? Теми, ко­ торые нам особенно нужны. Покопайтесь в собственной памяти, что Вы, учитель ли­ тературы, помните из школьной биологии, химии, геогра­ фии? Вспомнили, а теперь еще раз напрягите память: почему запомнилось именно это? Может быть, новая симпатичная учительница пришла в класс, может, не так стояли парты на уроке, может быть, Менделеев оказался не бородатым стари­ ком на портрете, а влюбленным юношей, а может, выясни­ лось, что о таких сложных вещах, как открытие строения ДНК, можно писать легко и с юмором, как это сделали два молодых англичанина (кстати, получившие за свое открытие Нобелевскую премию), а может быть, вы узнали о том, что Дарвин чуть было не опоздал с публикацией своего откры­ тия, и мир никогда бы не узнал слова «дарвинизм». Что «задело», то и запомнилось! Как-то на урок биологии вдесятом классе ребята принес­ ли журнал «Новый мир», в котором была опубликована ста­ тья одного религиозного философа, которая называлась «Научна ли научная картина мира?» (в свое время эта статья наделала немало шума в печати), в ней ставилась под сомне­ ние объективная значимость и ценност ь естественнонаучно­ го знания, которое сегодня дается в школе. Критиковались и. физика, и математика, но больше всего досталось школьной биологии. Автор писал (за точность цитаты сейчас не руча­ юсь, но близко к тексту): «Тот, кто нынче придерживается взглядов Дарвина, плохо знает биологию, а тот, кто препода­ ет дарвинизм другим, вообще ее не знает». Вот эта статья и легла на учительский стол в самом на­ чале урока, а тема урока была, между прочим, «Происхож­ дение человека». Ясно, что от первоначального плана урока приііічось отказаться, материал, как говорится, жег руки. Разумеет­ ся, за сорок пять минут ни выговориться, ни тем более до­ говориться не успели и решили подготовить и провести на эту тему регламентированную дискуссию. Разбились на группы, и... юз-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz