Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
Опыт сопереживания на уроке Что такое ценности? Это предметы и явления, которые являются благом для человека, имеют для него положите льное и важное значение. Какие бывают ценности? Базовые и периферийные, временные. Базовые (обще человеческие) остаются с человеком на всю жизнь. Пери ферийные, временные, меняются с возрастом и с измене нием обстоятельств жизни. Важно не путать одни с други ми и учить этому ребят. Почему тактрудно формировать ценностные отношения в школе? Потому что ценности, декларируемые школой, и цен ности наших подрастающих учеников, их родителей —это очень часто разные ценности. Почему ими не могут быть общечеловеческие ценности? Могут. И должны. Но для того, чтобы они имели пе дагогическую силу, детей должны окружать повсеместно носители этих ценностей. Нотации не действуют. Нужен пример. Это должны быть старшие товарищи или рефе рентные взрослые. Когда такие люди оказываются ря дом, с подростком происходит маленькое педагогиче ское чудо. Что может учитель? Включить в содержание образования через свой пред мет опыт формирования эмоционально-ценностных от ношений. Как это сделать, проектируя содержание образования на уровне учебного предмета, раздела или темы? 1. Обращение к личному опыту ученика. Биология, 11 класс, шестой урок. Тема «Генети ка пола». На доске — ж ут к а я т аблица с на р и со ва н ными громадными м у хам и , па ло ч к ам и и за к о рю ч к а ми , изображающими хромосомы ... Словом , для взрослых ребят , которые только что приш ли с п р е красного уро ка ф и зкульт уры (лит ерат уры , и ст о р и и ) и кот оры х ждут не м енее у в л ек ат ел ьны е вещи после уро ко в, этот у р о к по содержанию может оказат ься ж ут ким сорокаминут ным испытанием на выносливость. 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz