Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

Опыт сопереживания на уроке Что такое ценности? Это предметы и явления, которые являются благом для человека, имеют для него положите­ льное и важное значение. Какие бывают ценности? Базовые и периферийные, временные. Базовые (обще­ человеческие) остаются с человеком на всю жизнь. Пери­ ферийные, временные, меняются с возрастом и с измене­ нием обстоятельств жизни. Важно не путать одни с други­ ми и учить этому ребят. Почему тактрудно формировать ценностные отношения в школе? Потому что ценности, декларируемые школой, и цен­ ности наших подрастающих учеников, их родителей —это очень часто разные ценности. Почему ими не могут быть общечеловеческие ценности? Могут. И должны. Но для того, чтобы они имели пе­ дагогическую силу, детей должны окружать повсеместно носители этих ценностей. Нотации не действуют. Нужен пример. Это должны быть старшие товарищи или рефе­ рентные взрослые. Когда такие люди оказываются ря ­ дом, с подростком происходит маленькое педагогиче­ ское чудо. Что может учитель? Включить в содержание образования через свой пред­ мет опыт формирования эмоционально-ценностных от­ ношений. Как это сделать, проектируя содержание образования на уровне учебного предмета, раздела или темы? 1. Обращение к личному опыту ученика. Биология, 11 класс, шестой урок. Тема «Генети­ ка пола». На доске — ж ут к а я т аблица с на р и со ва н ­ ными громадными м у хам и , па ло ч к ам и и за к о рю ч к а ­ ми , изображающими хромосомы ... Словом , для взрослых ребят , которые только что приш ли с п р е ­ красного уро ка ф и зкульт уры (лит ерат уры , и ст о ­ р и и ) и кот оры х ждут не м енее у в л ек ат ел ьны е вещи после уро ко в, этот у р о к по содержанию может оказат ься ж ут ким сорокаминут ным испытанием на выносливость. 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz