Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

В Японии проводили конкурс поваров. Сделали здо­ ровенную сковороду: 18 метров в диаметре, полтора высотой, тефлоновое покрытие. Поставили это соо­ ружение в парке. Приехали повара, три дня что-то жарили... Наконец конкурс закончился, повара разъехались. Стали думать хозяева сковороды: Что же с ней далъ- ше-то делать? Большая, красивая, дорогая. Ну, не пе­ реплавлять же ее!» Решили объявить конкурс на луч­ шее новое применение сковороды. Даже приз объявили! Победила маленькая девочка, которая предложила сделать из этой сковороды... бассейн! (Кстати, когда я предложил эту задачку своим сыновьям (7 и 9 лет), младший подумал-подумал и сказал: «Надо сделать большую крышку». «Зачем?». «Будет большая кастрюля». Никакого воображения, только бы поесть!) Обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации О проблемном обучении и его креативном педагогиче­ ском потенциале также существует много и хорошо разра­ ботанных методических рекомендаций, желающий легко может найти их в любой библиотеке. Подчеркнем, что если учитель сам активно и широко в своей работе применяет метод проблемного обучения (обучение как исследование, мастерская знаний, пробле­ мный семинар или проблемная лекция), его ученики ра­ ньше или позже начинают «нащупывать»проблемы, акту­ ализировать противоречия в самых, казалось бы, стандар­ тных ситуациях. Чаще проблема бывает с самим учителем, когда из-за слабого владения материалом или из-за боязни класса, учитель интуитивно или сознательно старается избежать неожиданных детских вопросов. Провожу занятие с педагогами в одном элитном учебном заведении. Ребята здесь учатся необычные, сплошь интеллектуалы, прошедшие горнило конкурс­ ного отбора. Кого не возьми — юное дарование! И вот когда мы с учителями, разбирая различные типы творческих задач, дошли до «видения проблемы 4. Левитес Д. Г. 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz