Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
«Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда...» Ну, конечно, А. Ахматова совершенно права. И все же, все же, все же... Если речь идет об учебном творчестве, то, во-первых, здесь существуют целостные, хорошо разработанные тех нологии (ТРИЗ), а во-вторых, богатейшая палитра прие мов, накопленная педагогической практикой, свидетель ствует о том, что этим процессом можно и должно управ лять. Уже на следующий год, рисуя на доске схему стро ения клетки, я, памятуя о прошлогоднем «озарении» одной ученицы, немного изменил рисунок. Нет, я не «грешил» против науки, но, размещая на схеме изоб ражения различных клеточных структур, делал это таким образом, чтобы целостность мембранной сис темы стала более очевидна. Какое же чувства восторга я испытал, когда в классе вдруг буквально взметнулись сразу несколько рук! Увидели! Выходит — процесс управляем. Видение новой функции объекта Этим объектом может быть все, что угодно: от интегра ла до лесной коряги. Идет занятие по флористике. Из шишек, кусоч ков коры, сухих листьев, пластилина и прочей «чепу хи » ребята создают целые «картины». Меня не это удивляет, они специально обучены такомумастерст ву, но как они с самого начала видят в отломанной ветке готовую к удару кобру, а в еловой шишке — смешного лесного человечка... Пятиклассник знакомится с клеткой как с единицей строения, кирпичиком, из которого построено все живое. Но та же самая клетка предстает перед девятиклассником уже как единица развития многоклеточного организма. А одиннадцатиклассник должен приложить определен ные усилия, чтобы в давно знакомом и уже, казалось бы, изученном вдоль и поперек объекте увидеть наименьшую единицу жизни на Земле. 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz