Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

И как следствие, в ходе такого выбора сам учитель начинает по­ зиционировать себя либо как преподаватель, готовящий ученика продемонстрировать усвоенное содержание на экзамене, либо как педагог-антропотехник, берущий на себя ответственность за раз­ витие сущностных сил ученика, заложенных в нем его природой (рис. 2). Приведенные выше рассуждения позволяют сделать вывод о за­ кономерности, фиксирующей устойчивую взаимосвязь двух источ­ ников содержания образования с другими объектами педагогической действительности. Принцип, регулирующий логику действий педагога по проекти­ рованию педагогических систем (назовем принципом дихотомии), может быть сформулирован следующим образом: принцип дихо­ томии — выбор и ранжирование целей образования, проектиро­ вание и организация на этой основе всех компонентов образова­ тельного процесса, а также педагогические установки учителя от- н о с и т е л ь н о о б р а з а у ч е н и к а и п р е д н а з н а ч е н и я с в о е й профессиональной деятельности объективно обусловлены двумя источниками содержания образования: окружающим миром и раз­ вивающимся ребенком. 3.4.2. Вырастить потребность учиться В настоящее время между этими двумя системами целеполагания в практике традиционного, предметно-ориентированного обучения существует известное противоречие, связанное с иерархией, сопод- чиненностыо этих двух систем, о котором мы говорили выше. Задача учителя заключается в том, чтобы отыскать основной мотив деятельности, соединить, казалось бы, несоединимые цели, такие, например, как обязательное усвоение системы знаний по учебному предмету, с одной стороны, и осознание учеником своего права на самостоятельность и на интеллектуальную свободу — с другой. И если подходить к процессу обучения с позиции деятельност­ ного подхода, то наличие потребности учиться приведет к возникно­ вению внутренней цели деятельности самого ученика, превращая обучаемого в обучающегося. И тогда время, проводимое на уроке, становится не подготовкой к жизни, а собственно жизнью, осмыс­ ленной и значимой для самого ученика. Главная задача учителя — помочь ученику вырастить цель соб­ ственной деятельности («Я-цель»), ибо без ее достижения становится проблематичным достижение других целей деятельности педагога, будь то усвоение учеником знаний или развитие каких-либо лич­ ностных качеств ученика. 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz