Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

стоятельное конструирование педагогических технологий в условиях образовательных альтернатив. Альтернатива пришла в отечественную, традиционно-авторитарную школу в виде новых для нее идей и кон­ цепций (педагогика сотрудничества, гуманистическая психология и личностно-ориентированное обучение). Решая эту проблему, пе­ дагогу необходимо прежде всего научиться осознавать сущность и природу целей своей деятельности. 3.4.1. Мир образования как система систем Выбирая основания для определения целей деятельности и своего предназначения в профессии, педагог должен ясно понимать, что этот выбор у него весьма невелик. Существует мир, включающий в себя живую и неживую природу, социум, мир, в который входит рождающийся ребенок. Этот мир (точнее, миры) существует и раз­ вивается по своим нормам (законам). Человек в процессе познания открывает эти законы, и они входят в содержание образования (учеб­ ники). Ребенок, школьник, входя в эти миры, должен освоить эти законы (нормы), чтобы, вступая в жизнь, жить по этим правилам и не навредить ни себе, ни миру. Но есть и другой мир, другой космос — это сам ребенок, тот лич­ ностный потенциал развития, с которым он появляется на свет. Этот мир, который дан ему от рождения, тоже существует и развивается по своим нормам и законам. Это те потребности и способности, за­ ложенные в нем как потенция и требующие своего развития в про­ цессе обучения и воспитания. Таким образом, источник развития человека находится как вне его, так и в нем самом. Исходя из двух источников содержания образования, педагог соз­ нательно или интуитивно выбирает для себя: • философские (парадигмальные) основания — теократические, рационалистические или антропоцентрические; • образовательную стратегию —трансляционную или развивающую; • цели образования — это могут быть система целей, связанная с познанием, освоением, адаптацией и разумным управлением внешней системой, или система целей, направленных на развитие личностного потенциала ученика и предупреждение тупиков его развития; • психологические подходы — объект-субъектные или субъект- субъектные; • модели обучения —технократические или развивающие; • технологии обучения — предметно-ориентированные или лич­ ностно-ориентированные. 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz