Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

лишь конкретизировали движение к единой цели —формирование личности определенного типа (образа). Сегодня эти задачи смотрятся и формулируются как самостоя­ тельные, не всегда совпадающие цели, и, будучи, по определению, методологическими основами деятельности, подразумевают напол­ нение этой деятельности разным содержанием и различными техно­ логиями. Например, для подготовки школьников к выполнению тестовых заданий Единого государственного экзамена (заказчики — госу­ дарство, высшая школа) вовсе не обязательно, а фактически и вредно (отвлекает, отнимает время) дополнять учебное содержание актуа­ лизацией личного жизненного, доучебного опыта ученика, анализом жизненных ситуаций, связанных с изучаемой темой, историей от­ крытий, биографией ученых, представлением науки как драмы людей и идей и пр. Вовсе не обязательно для подготовки к предсто­ ящему экзамену создавать на уроке проблемные и нравственно-эти- ческие ситуации, решая задачи воспитания через предмет. Ведь эти задачи в тестах не проверяются. Такая же ситуация складывается и в сфере технологий обучения. Не бывает технологий хороших или плохих, современных или уста­ ревших. Технология может быть только адекватна или неадекватна поставленным целям и отобранному содержанию. Вот почему в мас­ совой школе нечасто встречаются такие технологии, как эвристи­ ческое обучение, мастерские знаний, обучение как исследование (еще раз подчеркнем, что речь идет о массовом обучении). Ведь именно они позволяют эффективно развивать интеллектуальные, организа­ ционно-практические, исследовательские, коммуникативные спо­ собности — потребности учеников, формировать ключевые компе­ тентности, о которых говорилось выше. Но вот подготовить ученика к предстоящему тестированию с помощью таких технологий невоз­ можно, а поэтому им на смену идут иные, которые ученики и роди­ тели называют просто «натаскивание». Так, изменение только одного компонента учебно-воспитатель­ ного процесса, а именно контрольно-оценочного, приводит к его редукции в целом. Такова неумолимая логика системно-деятельност­ ного подхода. 3.4. ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ Блок расширения В 90-х гг. прошлого столетия российское учительство столкнулось с проблемой, которой раньше не было: осознанный выбор и само­ 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz