Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
товых их выполнять и отстаивать, в том числе и перед государством. Вполне очевидно, что даже в одном этом пункте интересы общества и государства по отношению к школе не совпадают. Из комплекса желаемых ключевых компетентностей выпускника школы для общества в первую очередь крайне необходимы социальная компетентность (умение работать в группе, в команде, готовность предупреждать и регулировать конфликты, выполнять различные со циальные роли и т.п.), а также межкультурная компетентность — по нимание и принятие различий между людьми (национальных, куль турных, религиозных и др.). Для высшей школы перечисленные выше задачи основными не являются: для нее важно, чтобы будущий абитуриент в макси мальной степени был готов к освоению образовательной программы (познавательная компетентность). Конечно, любой вуз хочет видеть своего будущего студента не только интеллектуально подготов ленным, но и воспитанным, самоопределившимся в будущей про фессии человеком. Однако продолжается «игра» в тестирование, хотя очевидно, что никакой тест не в состоянии выявить ни первое (по знавательная компетентность), ни второе (воспитанность), ни третье (профессиональная направленность личности). Ребенок, ученик в силу возраста и статуса свой заказ школе сформу- лировать не может, но на уровне потребности такой заказ безусловно существует: это и гармоничное развитие, и возможность самоопреде ления и самоактуализация, и сохранение физического и психического здоровья, и в максимальной степени отвечающие возрастным психоло гическим установкам условия проживания в школе десяти самых важных лет своей жизни (возрастосообразная школа) и др. Надо ли говорить, что свой интерес к школе осторожно прояв ляют и армия, и церковь, и рынок производства товаров и услуг (в том числе рынок печатной и видеопродукции, рынок высоких техно логий). На первый взгляд в этом перечне нет ничего необычного: и в со ветский период школа выполняла весь комплекс перечисленных задач. Однако здесь следует отметить два обстоятельства. Во-первых, любая образовательная система обладает ограниченным образова тельным потенциалом. И одинаковое эффективное решение воспи тательных, развивающих и собственно образовательных задач невоз можно ни для одного образовательного учреждения, особенно в условиях ресурсных ограничений. И второе: у советской школы был один заказчик — государство, который аккумулировал и, что гораздо важнее, интегрировал в своем заказе школе интересы и про изводства, и высшей школы, и армии, и общества. Т.е. эти задачи 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz