Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

через поле культуры, впитывает (воспитание) и взращивает в себе только то содержание, которое по своей природе может и хочет усва­ ивать. И успехи в таком образовании фиксируются не сравнением с другими людьми, а только с ним самим — вчерашним, сегод­ няшним, завтрашним. Учителями, не преподавателями, а педагогами — ведущими по жизни, могут выступать книги, музыка, природа, субкультуры, со ­ циальные сети, близкое и дальнее окружение, т.е. сама жизнь. Ни одна из описанных выше моделей образования в чистом виде никогда и нигде не существовала и тем более не может быть реали­ зована в массовой школе сегодня. Так, прямая трансляция знаний зашла в тупик вследствие нарастающего по экспоненте объема новой информации: школьные перегрузки давно стали общим местом в об­ суждении проблем сегодняшней школы, многие знания устаревают до того, как выпускник может ими воспользоваться, и сама необхо­ димость усвоения того, что никогда в жизни не пригодится, все чаще сталкивается с различными формами протеста учеников. К тому же изучаемые разрозненно, фрагментарно эти знания не способствуют формированию единой целостной научной картины мира в сознании учеников, т.е. не формируют научного мировоззрения. Формирование образа как общественно-педагогического идеала не­ возможно в современной школе ввиду его полного отсутствия в об­ ществе. Что касается третьего пути — феноменализации образования —то в условиях государственного характера управления образованием такая школа не сможет быть массовой: валвдорфские классы, школа Мон- тессори, школа А. Нейла, системы дополнительного и инклюзивного образования — вот, пожалуй, немногие пути реализации этой идеи. Государство, общество, родители, высшая школа, рынок труда, церковь, армия — каждый из этих общественных институтов пред­ ставляет определенную группу заказчиков школьной образова­ тельной услуги, чьи интересы к школе не только не совпадают, но порой кардинально расходятся. И поэтому на вопрос «Для чего су­ ществует школа?» каждый отвечает по-своему. Так, для безопасности любого государства естественно стрем­ ление, чтобы из школы выходили законопослушные, патриотически настроенные выпускники, будущие защитники этого государства, а с экономической точки зрения желательно еще, чтобы эта школа была не слишком обременительна для государства. Для развивающегося демократического общества важнейшей за­ дачей школы становится воспитание нравственно зрелых и соци­ ально активных людей, осознающих свои права и обязанности, го­ 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz