Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

В смутные переходные времена, когда государство и общество, находясь на переломе своего развития, не могли сформулировать и предложить школе этот идеал, данная функция реализовывалась преимущественно в закрытых учебных заведениях. Современные модели выпускника школы (гимназии, лицея), ко­ торые с поражающей легкостью расписывают в своих программах развития различные образовательные учреждения, есть не что иное, как редуцированные образы, лишенные самого главного родового ос­ нования — описания типа личности, над формированием которой целенаправленно и осознанно работал бы педагогический коллектив в течение всего периода обучения и воспитания. Образование как движение к себе Существует и иное понимание образа в образовании: не как ро­ дового. а как индивидуального ориентира. Образование — как непре­ рывная линия развития личностного потенциала, движение не к об­ разу-эталону, общему для всех, а движение к самому себе. Основная цель такой школы — создание условий для развития личностного по­ тенциала ученика и предупреждение тупиков этого развития. С гуманистических позиций такое понимание феномена образо­ вания кажется наиболее предпочтительным и имеет свою историю, начиная с идеологов Возрождения, ставивших человека в центр ми­ роздания и обосновавших его личностную автономность и незави­ симость, и педагогов эпохи Просвещения, связывавших с понятием «образование» специфический способ становления человека, и кончая современными концепциями развивающего обучения и личностно­ ориентированного образования: актуализация жизненного, доучеб- ного опыта, культивирование и развертывание имеющихся у людей от рождения задатков. С технологической точки зрения проектирование и реализация этих двух моделей формирования образа (родового и личностного) имеют ряд существенных отличий, касающихся в основном степени институциализации и времени реализации «проекта». В первом случае оно (обра зование) всегда конечно, т.е. ограничено ступенями школь­ ного образования. Оно характеризуется стандартизированным содер­ жанием обра зования, критериями успешности освоения образова­ тельных программ и соответствующими оценочными шкалами, а также присутствием в жизни ученика специально подготовленных профессионалов, которые и отвечают за успешность формирования заданного образа. Во втором случае образование — непрерывная линия развития человека от рождения до старости. Человек, в течение жизни проходя 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz