Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

функционирование школы как государственно-общественного ин­ ститута это сильно не повлияло, а сказалось преимущественно на содержании и структуре учебных планов. Опыт овладения специальными (предметными) умениями посте­ пенно сдвигается в сторону метапредметных, а от них —к компетент­ ностям. Это требует более серьезных изменений организационных форм учебного процесса и освоения иных методов и технологий обу­ чения. Однако разрушение в середине 1990-х гг. системы базовых цен­ ностей, на которых было основано само существование советского государства, привело к тому, что из содержания общего школьного образования на уровне учебного предмета фактически исчез такой его компонент, как опыт эмоционально-ценностных отношений. Урок постепенно теряет свою воспитательную функцию, и школа из ин­ ститута социализации и развития личности постепенно превраща­ ется в дидактическую машину для подготовки выпускников к поступ­ лению в вузы. В результате утраты школой своего основного предназначения как социального института выросло поколение, нравственные уста­ новки которого, по большей части (отношение к жизни, здоровью, семье, Родине, труду и др.), не могут не вызывать беспокойства, по­ тому что именно по этим установкам выстраиваются жизненные сце­ нарии и модели поведения. Образование как движение к образу В истории педагогики и образования неоднократно предприни­ мались попытки осмысления и реализации в различных образова­ тельных практиках и иного подхода как феномену понятия «образо­ вание»: образование как формирование образа, как становление образа(образование). Образ этот, будь то образ Божий в средневековой христианской традиции или образ строителя коммунизма в советской школе, и был тем общественно-педагогическим идеалом, который определял миссию школы в государстве, и в логике деятельностного подхода предопределял направления отбора содержания образования, выбор форм и методов обучения и воспитания. Таким образом, трансляция социокультурного опыта становилась не смыслом, не сущностью образования и не целью функциониро­ вания системы образования, а лишь механизмом реализации и сред­ ством для достижения иной цели — формирования заданного извне типа личности. 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz