Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Последовавшая за этим модернизация ненадолго (ориентиро­ вочно до середины 1990-х гг.) актуализировала идеи гуманистической педагогики и антропоцентрического подхода в обучении в отече­ ственной школе. Однако со второй половины 1990-х гг., несмотря на продолжающуюся по инерции декларацию гуманистических целей, начинают набирать силу технократические тенденции в системе обра­ зования, обогащая традиционную классно-урочную систему новыми техническими средствами и соответствующими технологиями обу­ чения. Система образования продолжала справляться со своей задачей — готовить человека знающего, способного к функционированию в ра­ ционально организованном обществе. Это в некоторой степени по­ высило эффективность образования и отдалило до конца XX в. кризис рациоцентрической парадигмы. Научное сообщество в области педагогической науки на исходе XX столетия начало осмыслять радикальные преобразования в куль­ туре и социальной жизни общества, о которых говорилось во вве­ дении. Эти глобальные социокультурные процессы привели к мощным преобразованиям педагогической реальности. Требовалось по-но- вому определить сам предмет образования, найти новые ценностно­ смысловые основания педагогической деятельности, выстроить иные формы педагогического взаимодействия. Некоторые ученые считают, что в наше время рационалисти­ ческие ценности образования активно вытесняются ценностями гуманистическими: • признанием самоценности человека как единственного источ­ ника прогресса; • принятием идеи непрерывности образования; • ориентацией образовательных целей на самого человека, на его личностное самоопределение. Это утверждение верно лишь отчасти: оно отражает направлен­ ность, устремления определенной группы педагогов гуманизировать ценности и смыслы образования. Однако образовательная политика, начиная с 2008 г. (модель «0бразование-2020», созданная в Высшей школе экономики), ориентирована в большей степени на нужды ин­ новационной экономики, нежели на развитие личностного потен­ циала ученика. В своей статье с весьма характерным название «Образовательная антиутопия» Ю. Афанасьев пишет: «В сущности, большинство членов современного общества уже потеряли право на видовое обо­ значение homo sapiens, утратив способность видеть окружающий мир 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz