Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

о когнитивной и личностной философиях образования и рассматривает соответствующие им способы организации и реализации учебно- воспитательного процесса. Парадигма когнитивной педагогики цен­ трирована на интеллектуальном (когнитивном) развитии ребенка, сквозь призму которого она пытается решать большинство проблем обучения и воспитания. Соответствующая ей модель образования, утверждает Я.А. Ямбург, ориентирует школу на предметные про­ граммы, фиксированные, поддающиеся оценке результаты, селекцию детей по уровню способностей, отбор многообещающих детей с их последующим углубленным обучением с помощью технологий, обес­ печивающих развитие их креативности, а также детей, которые нуж­ даются в компенсационном и коррекционном режимах обучения. Когнитивная педагогика позволяет готовить ребенка к жестким тре­ бованиям современного общества, соотносить организацию его раз­ вития не столько с реализацией его уникальной индивидуальности, сколько с заранее определенными нормативами, выведенными из социальной целесообразности и детерминированными социокуль­ турными обстоятельствами и перспективами жизни человека. В настоящее время, по мнению Е.А. Ямбурга, на Западе и в России вектор педагогического поиска направлен от когнитивной парадигмы образования к личностной, или аффективно-эмоцио­ нально-волевой, влияние которой начинает заметно усиливаться с на­ чала XX в. Парадигма личностной педагогики переносит центр тя­ жести с интеллектуального на эмоциональное и волевое развитие человека. Основной ценностью она провозглашает развитие личности в про­ цессе образования, придавая большое значение спонтанному, есте­ ственному развитию ребенка. Парадигма личностной педагогики рассматривает ученика как личность, которая сама может и должна с помощью учителя выбрать тот путь образования, который поможет именно ей достичь наилучших результатов. При таком подходе ока­ зывается, что во многих случаях нормы и требования, предъявляемые к учащимся в процессе обучения, не могут быть жестко фиксирован­ ными. От педагога требуется внимательное наблюдение за личностным ростом и развитием детей, постоянный учет их индивидуальных ин­ тересов и проблем, определение на этой основе целей образования, путей и средств их осуществления. Е.А. Ямбург настаивает на невоз­ можности безоговорочного принятия в чистом виде ни когнитивной, ни личностной парадигм образования. Он подчеркивает целесообразность признания педагогического плюрализма, гармонизации различных подходов, межпарадигмальной кооперации, открытости к коммуни­ 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz