Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Гуманная педагогика, утверждает Ш.А. Амонашвили, прежде всего должна способствовать реализации природы каждого человека, ко­ торая у детей проявляется, во-первых, в стремлении к развитию, во- вторых, в страсти к свободе и, в-третьих, в потребности взросления. Именно в этом он видит ее высший смысл, ее главное предназна­ чение. Перед учителем стоит задача не игнорировать актуальное со­ стояние ребенка, а, наоборот, максимально полно согласовывать педагогическую организацию развития ребенка с его собственными намерениями и интенциями. Гуманная педагогика, по убеждению Ш.А. Амонашвили, может и должна обходиться без принуждения, так как восприимчивость и способность к учению заложена в самой природе человека. Их сле­ дует улавливать и поддерживать, на них надо опираться, а не стре­ миться их подавить, пытаясь жестко регламентировать естественную активность детей и направить ее в русло, определяемое учителем. Реализовать гуманную педагогику в практике образования можно лишь в том случае, утверждает Ш.А. Амонашвили, если все компо­ ненты учебно-воспитательного процесса будут переосмыслены сквозь призму присущих ей принципов. Эти принципы требуют ус­ троить окружающий мир и педагогический процесс таким образом, чтобы в них: • ребенок познавал и усваивал истинно человеческое; • познавал себя как человека; • проявлял свою истинную индивидуальность; • находил общественный простор для развития своей истинной природы; • его интересы совпадали с общечеловеческими интересами; • были нейтрализованы источники, способные провоцировать ре­ бенка на асоциальные действия и поступки1. Другую типологию педагогических парадигм предлагает Е.А. Ям- бург. Он строит ее не только на иных основаниях, чем Ш.А. Амона­ швили, но и в иной логике — не противопоставляя выделенные базовые модели образования как «хорошие» и «плохие», «пра­ вильные» и «неправильные», а по принципу взаимодополнения. Пре­ дельно обобщенные педагогические парадигмы Е.А. Ямбург отож­ дествляет с двумя основными философиями образования, которые, по его мнению, определяют стратегические цели теории обучения и воспитания, задают парадигмы мышления и детерминируют ха­ рактер решения обобщенных педагогических проблем. Он говорит 1 Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш.А. Амо­ нашвили. —М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995. 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz