Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

тательного взаимодействия ставит не доверие воспитателя к воспи­ таннику, не стремление учителя опереться на активность и т вор ­ ческую самостоятельность ученика, а необходимость постоянного контроля, надзора, проверки первым второго как важнейших средств ограничения его естественной активности, побуждения и принуж­ дения его к ответственности, прилежанию и исполнительности. При таком подходе педагогический процесс принимает форму однонаправленного формирующего воздействия. Важнейшая задача авторитарно-императивной педагогики заключается в подчинении реальной жизни ребенка учению, поскольку только таким образом его можно подвести к будущей п о лн оц енн ой , на с тоящ ей , «всамде­ лишной», взрослой жизни. По мнению Ш.А. Амонашвили, автори­ тарный педагог стремится продиктовать ребенку всю его жизнь — и знания, и ценности, и убеждения, и нормы поведения. Следствием такого подхода, который ориентируется не на конкретных детей, не на их действительные мотивы и интересы, потребности и способ ­ ности, становится нежелание учащихся образовываться в соответ­ ствии с требованиями педагогов, превращение их в непослушных строптивцев, потерявших всякую охоту учиться. Сами процессы воспитания и обучения оказываются оторван ­ ными от жизни детей, от их реальных интересов и поэтому отторга­ ются ими, вызывают сопротивление и неприятие. Важнейшей задачей авторитарно-императивной педагогики явля­ ется поддержание дисциплины. Стержнем соответствующей ей модели образовательного процесса становится тип педагогического взаимо­ отношения, предполагающего, с одной стороны , требовательность и строгость, а с другой — подчинение и послушание. Активность ре­ бенка оказывается полностью подконтрольной воле взрослого, ко ­ торый, стимулируя, направляя или подавляя ее, решает поставленные им задачи по воспитанию и обучению своего питомца. Главным для авторитарного педагога, подчеркивает Ш.А. Амонашвили, оказыва­ ется внешняя цель образования, а не сам ребенок. Ребенок как бы от­ чуждается от участия в простраивании собственного образования. Он превращается в средство достижения педагогических целей и рассмат­ ривается не как целостная, уникальная, неповторимая личность, а как материал, с которым работает воспитатель и который обладает опре­ деленными качествами и свойствами, способствующими или, на­ оборот, препятствующими реализации замысла учителя-творца. Реальной альтернативой авторитарно-императивной педагогики, по мнению Ш.А. Амонашвили, является педагогика сотрудничества, представляющая собой один из вариантов гуманной педагогики, ко­ торая по самой своей сути противостоит авторитарно-императивной. 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz