Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
Человек, образование которого игнорирует эти коренные принципы, не думает о своем предназначении на земле, о смысле жизни, его больше заботит собственный социальный статус, профес сиональная карьера, материальный доход1. «Предвестниками» антропоцентрической парадигмы образования в начале XX в. явились многочисленные концепции свободного вос питания и деятельность свободных школ в разных странах. Весьма примечательно, что все они строятся на идеях природосообразности воспитания, свободы развития и самоопределения личности ребенка, сотрудничества взрослых и детей. М. Монтессори: «Дети сами решают, чему, где и как они будут учиться... а учителю выпадает радостная роль исследователя, наблю дающего за раскрытием детской души и откликающегося на просьбу ребенка: „Помоги мне это сделать самому”»2. С. Френе: «Поскольку мы пока не можем методично, на научной основе познать детей и, исходя из этого знания, предоставить каж дому ребенку соответствующее образование, удовлетворимся тем, что создадим для них среду и технические средства, способные по мочь становлению их личности. Мы лишь расчищаем для них до роги, и каждый выберет свою, отвечающую индивидуальным склон ностям, вкусам и запросам»3. Я. Корчак: «Прежде всего следует научить ребенка смотреть, по нимать и любить. А потом только учить его читать; юношу следует научить хотеть и мочь действовать, а не только много знать»4. А. О’Нилл: «Как можно взрастить счастье? Мой ответ таков: отме ните власть. Дайте ребенку быть самим собой. Не подавляйте его все время. Не учите его. Не читайте ему нотаций. Не пытайтесь его воз высить. Не заставляйте его делать что бы то ни было... Подарить сво боду — это подарить любовь, а только любовь может спасти мир»5. Существуют и иные подходы к типологии педагогических парадигм. Например, Ш.А. Амонашвили выделяет авторитарно-импера тивную и гуманную педагогики. Первая во главу угла учебно-воспи 1 Розанов В. Сумерки просвещения [Текст] / В. Розанов. — М.: Педагогика, 1990. 2 Монтессори М. Дети —другие [Текст] / М. Монтессори; пер. с нем. / вступ. и закл. статьи, коммент. К.Е. Сумнительный. —М.: Карапуз, 2004. 3 Френе С. Антология гуманной педагогики [Текст] / С. Френе. —М.: Изда тельский дом Шалвы Амонашвили, 1996. 4 Корчак Я. Избранные педагогические произведения [Текст] / Я. Корчак. — М., 1979. 5 Нилл А. Саммерхилл: воспитание свободой [Текст] / Нилл А.; пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz