Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Человек, образование которого игнорирует эти коренные принципы, не думает о своем предназначении на земле, о смысле жизни, его больше заботит собственный социальный статус, профес­ сиональная карьера, материальный доход1. «Предвестниками» антропоцентрической парадигмы образования в начале XX в. явились многочисленные концепции свободного вос­ питания и деятельность свободных школ в разных странах. Весьма примечательно, что все они строятся на идеях природосообразности воспитания, свободы развития и самоопределения личности ребенка, сотрудничества взрослых и детей. М. Монтессори: «Дети сами решают, чему, где и как они будут учиться... а учителю выпадает радостная роль исследователя, наблю­ дающего за раскрытием детской души и откликающегося на просьбу ребенка: „Помоги мне это сделать самому”»2. С. Френе: «Поскольку мы пока не можем методично, на научной основе познать детей и, исходя из этого знания, предоставить каж­ дому ребенку соответствующее образование, удовлетворимся тем, что создадим для них среду и технические средства, способные по­ мочь становлению их личности. Мы лишь расчищаем для них до­ роги, и каждый выберет свою, отвечающую индивидуальным склон­ ностям, вкусам и запросам»3. Я. Корчак: «Прежде всего следует научить ребенка смотреть, по­ нимать и любить. А потом только учить его читать; юношу следует научить хотеть и мочь действовать, а не только много знать»4. А. О’Нилл: «Как можно взрастить счастье? Мой ответ таков: отме­ ните власть. Дайте ребенку быть самим собой. Не подавляйте его все время. Не учите его. Не читайте ему нотаций. Не пытайтесь его воз­ высить. Не заставляйте его делать что бы то ни было... Подарить сво­ боду — это подарить любовь, а только любовь может спасти мир»5. Существуют и иные подходы к типологии педагогических парадигм. Например, Ш.А. Амонашвили выделяет авторитарно-импера­ тивную и гуманную педагогики. Первая во главу угла учебно-воспи­ 1 Розанов В. Сумерки просвещения [Текст] / В. Розанов. — М.: Педагогика, 1990. 2 Монтессори М. Дети —другие [Текст] / М. Монтессори; пер. с нем. / вступ. и закл. статьи, коммент. К.Е. Сумнительный. —М.: Карапуз, 2004. 3 Френе С. Антология гуманной педагогики [Текст] / С. Френе. —М.: Изда­ тельский дом Шалвы Амонашвили, 1996. 4 Корчак Я. Избранные педагогические произведения [Текст] / Я. Корчак. — М., 1979. 5 Нилл А. Саммерхилл: воспитание свободой [Текст] / Нилл А.; пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz