Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

В данном отрывке ясно открывается суть человеческого начала в этом мире, отличного от божественного и природного: ребенок, взрослея, сам придает себе тот образ, который предпочтет. В эпоху Просвещения, когда рациоцентрическая парадигма в пе­ дагогике и образовании переживала свой расцвет, возникли новые проблески антропоцентрической парадигмы. Педагогическая теория Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) провозгласила как новые педагогические ценности: • изначальное совершенство ребенка; • природосообразность, естественность воспитания; • свободу в воспитании; • общечеловеческие целевые ориентиры воспитания; • гуманизм. Ж.-Ж. Руссо призывал принимать детство как особенный, чрез­ вычайно значимый период жизни человека. Не случайно он выступал противником схоластической школы, книжного знания, пассив­ ного зазубривания. Педагогическая концепция Ж.-Ж. Руссо, изло­ женная в романе «Эмиль, или О воспитании», провозглашает ос­ новой образования свободную самодеятельность ребенка, формиро­ вание его собственного жизненного опыта путем наблюдений и труда в природе. В первой четверти XIX в. в европейской философии и педагогике начал широко использоваться термин «гуманизм» (от лат. humanus — человеческий, человечный). Это понятие отражает такую мировоз­ зренческую позицию, которая признает в качестве высшей ценности человека и утверждает его право на свободу, справедливость и счастье. Новый мощный всплеск гуманистических идей в педагогике и на­ копление парадигмического потенциала антропоцентрическими концепциями приходятся на начало XX в. Выдающийся русский философ и педагог В.В. Розанов (1856— 1919) в 1899 г. опубликовал книгу «Сумерки просвещения», где пос­ тавил главный вопрос: почему образование не достигает своих вы­ соких целей, почему оно не способно всесторонне развить личность? И, отвечая на этот вопрос, заявлял, что образование само нарушает три своих коренных принципа: • принцип индивидуальности (обращение к богатому духовному миру человека); • принцип целостности (не дробить знания по предметам, темам, классам, а углублять их личностный смысл); • принцип единства типа (все впечатления, обращения к душе ре­ бенка должны исходить из источника одной исторической куль­ туры, из единства системы ценностей). 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz