Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
самого педагога), добивается, чтобы он осознал эту норму, оценил ее, выразил к ней свое отношение и применил в собственном поведении. Такая технология воспитания позволяет управлять поведением ре бенка: поощрять социально-положительные действия и пресекать социально-негативные. Рациоцентрическая парадигма педагогики отстаивает убеждение, что академически образованный человек им манентно становится воспитанным гражданином демократического общества потому, что приучен анализировать свое поведение, соиз мерять события и ориентироваться на идеалы. Рациоцентрическая парадигма педагогики в наши дни по инерции побуждает человека в системе образования накапливать знания, не замечая, что в информационном обществе это часто ста новится бессмысленным и невозможным. Антропоцентрическая парадигма педагогики Первые ростки антропоцентрической парадигмы появились в пе дагогической мысли эпохи Возрождения: в культуре и философии теоцентрическая картина мира начинает сменяться антропоцентри ческой. Возрождается интерес к античности, культуре дохристианских народов Европы (греков, римлян). На примерах античности Возрож дение утверждает право человека на собственную мысль и творчество. Для педагогики чрезвычайно важно возникшее представление, что одним из главных продуктов человеческого творчества является сам человек. В нем по-прежнему признается сочетание двух суб станций: божественной и природной, но теперь выделяется и третья, особая — человеческая. Блок расширения Мыслители эпохи Возрождения пытались понять эту челове ческую ипостась, ставшую основой гуманизма. В своей речи «О до стоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола провоз гласил: «Я ставлю тебя в центре мира, — говорит Творец Адаму, — чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным , ни смертным, ни бес смертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по ве лению своей души в высшие, божественные... О высшее и восхити тельное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет!»1. 1 Цит. по: Бурхард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения [Текст] / Я. Бур- хард. —М.: Юристъ, 1996. —С. 306. 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz