Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

обучения (например: профильные классы, классы с углубленным изучением предметов, классы коррекции и т.п.). Таким образом, можно констатировать, что классно-урочная форма обучения, разработанная Я.А. Коменским, эволюционируя, развиваясь и совершенствуясь, до сих пор остается главным вопло­ щением достижений рациоцентрической парадигмы в области обра­ зования. 6. Ребенок в рациоцентрической парадигме педагогики всегда рассматривается как объект воздействия педагога (взрослого), по­ скольку только педагог — носитель разума, он знает ответы на все вопросы и может просветить. Педагогическая мысль уже на заре Но­ вого времени рассматривала развитие ребенка, его взросление по аристотелевой модели: ребенок — «tabula rasa», «чистая доска», на которой просвещенный взрослый наносит свои письмена знаний, пустой «сосуд», который следует наполнить богатством научной мысли, накопленной человечеством. Образование понимается как подготовка к будущей жизни, ради которой нужно жертвовать насто­ ящим. Процесс обучения в системе рациоцентрической парадигмы тре­ бует от учителя умения систематизировать знания, выстраивать их в логике учебного предмета, делить на порции в соответствии с годом обучения, этапом изучения темы, уроком. Это вызвало развитие в рамках педагогики специальной теории обучения (дидактики) и ме­ тодик обучения отдельным предметам (частных дидактик). 7. Авторитарность —неизбежная черта образования в рациоцент­ рической парадигме. Педагог и ребенок занимают в образовательном процессе открыто асимметричные позиции: взрослый навязывает ребенку цели обучения, содержание, регламентирует его время, при­ нуждает следовать специальным предписаниям (уставу школы, пра­ вилам поведения, расписанию уроков). Таким образом, система образования в рамках рациоцентри­ ческой парадигмы всегда ориентирована на обучение, на умственное развитие, а не на социализацию и развитие личности. Не случайно почти все педагоги, действующие в рамках рациоцентрической па­ радигмы, в центр внимания ставили проблему дисциплины, послу­ шания. Именно эта особенность организации образования заставляла вводить в учебных заведениях классных наставников, классных дам и надзирателей. Воспитание в рациоцентрической парадигме организуется в пове­ денческой модели идентично с процессом обучения: «показать —объ­ яснить —упражнять». Воспитатель предъявляет ребенку образец пове­ дения (важную роль играет пример авторитетного взрослого человека, 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz