Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

менялась во Франции, Бельгии, а также в Северной Америке и анг­ лийских колониях как простой и дешевый способ распространения грамотности и христианской религии. В России белл-ланкастерскую систему использовали декабристы для обучения крестьян и солдат (М.Ф. Орлов, В.Ф. Раевский и др.). Однако столь серьезного и дли­ тельного развития, как классно-урочная система, она не получила. Мангеймская система обучения появилась в Германии (город Мангейм). Ее основателем является Йозеф Зиккингер (1858—1930), который предложил разделять учащихся народных (начальных) школ на классы не только по возрасту и уровню подготовленности (как в классической классно-урочной системе), но и по способ­ ностям. Эта идея была реализована в проведенной им реформе на­ родных школ Мангейма. По Зиккингеру, в школе создавалось че­ тыре типа классов: 1) классы для детей с обычными способностями; 2) классы для способных детей, рассчитанные на повышенный уровень обучения (с изучением иностранных языков, для подготовки к дальнейшему переходу в среднюю школу и т.д.); 3) классы для малоспособных учащихся; 4) классы для умственно отсталых учеников. Обучение в этих классах строилось по классно-урочной системе с учетом общих особенностей всего класса. Это позволяло не рефор­ мировать хорошо отлаженную систему, сохранить единый темп обу­ чения, при этом значительно повысив его эффективность за счет того, что в результате специального отбора все ученики в классе были «средними» (те, кто отличался от среднего уровня, определялись в другой класс, где тоже становились «средними»). Несовершенство этой системы обучения заключалось в том, что ученики разделялись по разным классам не по способностям (на­ дежных методик для их выявления в то время еще не существовало), а в основном по результатам экзаменов. Возможность перехода из одного класса в другой в зависимости от успехов хотя и деклариро­ валась, но механизмы такого перехода не были разработаны, и очень часто за учеником закреплялся статус «неуспешного» на всем протя­ жении обучения. Однако эти недостатки были преодолены в процессе дальнейшего развития мангеймской системы: появились более объективные ме­ тодики отбора учащихся, повысилась надежность психометрического исследования, были разработаны педагогические и нормативно-пра­ вовые аспекты перевода учеников в другие типы классов на основе их учебных достижений. В настоящее время элементы мангеймской системы присутствуют в различных системах дифференцированного 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz