Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

великий чешский педагог Я.А. Коменский. Обратим внимание на главные особенности классно-урочной формы обучения: • распределение учащихся примерно одного возраста по группам постоянного состава (классам); • четкое планирование учебной работы для каждого класса. В го­ довом учебном плане строго регламентируются учебные предметы и количество часов для их изучения. Учитель планирует свою ра­ боту по конкретному предмету на год, учебную четверть, от­ дельное учебное занятие; • основная единица организованных учебных занятий —урок. Он всегда строится на содержании одного предмета, длится строго определенное время (35—45 мин). Классно-урочная форма невероятно повысила производитель­ ность труда учителя: в начале XVII в. один учитель обучал класс с со­ ставом до 100 и более учащихся. Именно классно-урочная форма оказалась очень продуктивной технологически и позволила разви­ ваться массовой школе (раньше — начальной, а к концу XIX в. — и средней школе). Блок расширения Попытками усовершенствовать классно-урочную форму обучения в контексте рациоцентрической парадигмы педагогики были белл- ланкастерская и маннгеймская системы. Белл-ланкастерская система была разработана священником Эндрю Беллом (1753-1832) и учителем Джозефом Ланкастером (1776 или 1778-1838), которые независимо друг от друга предложили сходную идею организации обучения многих людей ступенчато, со­ четая работу учеников под руководством учителя с взаимообучением. Это было реализовано следующим образом. В первую половину учеб­ ного дня учитель занимался с группой старших или наиболее спо­ собных учеников (их стали называть мониторами), а во второй по­ ловине дня эти ученики обучали остальных тому, что усвоили от учителя. За каждым монитором закреплялся десяток учеников. Пока мониторы работали с основной массой обучающихся, учитель осу­ ществлял общее руководство: наблюдал за ходом занятий и помогал в случае, если кто-то из мониторов не справлялся сам. Конечно, при белл-ланкастерской организации учебного процесса качество обу­ чения было в целом невысоким. Поэтому у нее нашлось немало про­ тивников, ее критиковал И.Г. Песталоцци — крупнейший авторитет в педагогике того времени. Зато по системе Белла и Ланкастера один учитель мог обучать сразу 300 человек разного возраста (бывало и больше). В начале XIX в. белл-ланкастерская система широко при­ 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz