Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

• всем ученикам на уроке дается одинаковое задание и строго за­ прещается общение, обмен информацией и взаимопомощь; • подавляется индивидуальность ученика. Но «школу учебы» делали жизнеспособными многие ее досто­ инства: • глубокая разработка общетеоретических и частно-дидактических основ обучения выдающимися европейскими педагогами XVII— XIX вв.; • четкость организации учебного процесса, достаточная управляе­ мость самой системы; • полное соответствие ценностям рациоцентрической парадигмы педагогики. «Школа труда» есть «организация школы, для которой важнее всего формирование характера» (Г. Кершенштейнер). Ее главные идеологи и организаторы: в XIX в. — И.Г. Песталоцци, Г. Кершенш­ тейнер, в XX в. — П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, С. Френе. Являясь противоположностью «школы учебы», эта модель не разрушала ос­ новы рациоцентрической парадигмы, а, скорее, обогащала ее. «Школа труда» не готовит ремесленников или рабочих в прямом смысле, она дает рациональную картину мира, которую ученик может использовать в своей будущей жизни (в той самой реальной жизни, от которой так была оторвана «школа учебы»). 3. Рациоцентрическая парадигма педагогики открыто декларирует утилитарность образования — нацеленность на пользу, на подготовку ученика к дальнейшему обучению в вузе, к производству, к граж­ данской жизни успешного собственника. Поэтому в образовании организуется сложная система академической аттестации: от еже­ годных экзаменов до испытаний на «зрелость», с вручением серти­ фикатов и дипломов, подтверждающих способность их обладателей функционировать в рационально организованном обществе. 4. Педагог —доминирующий субъект образовательного процесса: он несет свет разума и просвещает своего ученика, в обучении царит монолог учителя. Даже в наше время, когда в учебном процессе ис­ пользуется компьютер, педагоги — носители рациоцентрической парадигмы ставят ребенка в позицию неравенства с механической обучающей системой. Компьютер представляется обезличенным, но все же субъектом процесса обучения, носителем недоступного ре­ бенку знания. 5. Главным открытием рациоцентрической парадигмы в области организации образования стала классно-урочная форма обучения. Она сложилась в практике работы учителей братских школ на рубеже XV—XVI вв. Теоретически обосновал ее и распространил в Европе 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz